Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими коррекционно-развивающую деятельность: учитель- логопед, педагог-психолог, старший воспитатель
Для организации занятий с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья имеется оборудованные кабинеты
Коррекционно–развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья проводится на основе адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи.
В ДОУ специалистами службы ППк обеспечено психолого–педагогическое сопровождение воспитанников всех категорий.
Доступ к кабинетам администрации, методическому и медицинскому кабинетам, туалету обеспечен посредством предоставления сопровождающего лица.
Специально оборудованные учебные кабинеты
В учреждении оборудовано 20 групповых помещений, в том числе оборудованных для проведения практических занятий, объектов спорта, средств обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
В состав групповых ячеек входят: раздевальная (приемная) (для приема детей и хранения верхней одежды), групповая (для проведения игр, занятий и приема пищи), спальня, буфетная (для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды), туалетная (совмещенная с умывальной). Все группы оснащены необходимой мебелью, оборудованием, играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, требованиями основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ № 18 "Радуга» г.Тихорецка и ФГОС ДО.
В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам. При организации образовательной, игровой деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется коррекционное оборудование: массажные мячи, массажные дорожки, детские тренажеры, мягкие спортивные модули, мягкие маты, объемная змейка, релаксационное оборудование.В ДОУ организовано взаимодействие со специалистами службы ТПМПК и обеспечено психолого–педагогическое сопровождение воспитанников всех категорий.
Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими коррекционно - развивающую деятельность: 3 учителя – логопеда, 2 педагога-психолога, 1 музыкальный руководитель, 1 инструктор по физической культуре.
№ п/п | Помещение ДОУ | Деятельность | Цели |
1. | Групповые помещения со спальнями | Воспитательно-образовательная работа. | Всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников. |
2. | Музыкальный зал | Проведение организованной образовательной деятельности, музыкальных праздников, развлечений, досугов. | Развитие музыкально – художественной деятельности и эмоционально-волевой сферы детей. |
3 | Спортивный зал | Проведение утренней гимнастики, организованной образовательной деятельности, спортивных праздников, развлечений, досугов. | Укрепление здоровья детей приобщение к здоровому образу жизни, развитие физических качеств. |
4. | Кубанский уголок | Воспитательно-образовательная деятельность. | Формирование у детей общего представления об истории края, истории и жизни детского сада, культуре родного города и нравственно-патриотических качеств, привития любви к Родине. |
5. | Кабинет учителя-логопеда | Коррекционная работа | - диагностическая зона; - коррекционная зона (уголок для развития мелкой моторики, дидактические игры и материалы для коррекционной работы) |
6. | Кабинет педагога-психолога | Коррекционная работа с воспитанниками, индивидуальные консультации, беседы с педагогическими кадрами, родителями | Консультативно-методическая, психологическая и психокоррекционная помощь детям, их родителям и педагогам по вопросам развития, обучения и воспитания, а также социально-психологической адаптации |
7. | Кабинет заведующего | Индивидуальные консультации, беседы с медицинскими, педагогическими кадрами, обслуживающим персоналом и родителями воспитанников. | Создание благоприятного эмоционального климата для работников и родителей воспитанников. Рост и развитие профессионального уровня педагогов. Просветительская, разъяснительная работа с родителями по вопросам воспитания и развития детей. |
8. | Методический кабинет | Имеется библиотека для педагогов, детей и родителей. Консультации, семинары, педагогические советы, индивидуальные консультации для педагогов. | Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг. Повышение профессиональной компетентности педагогов |
9. | Медицинский блок (мед кабинет, процедурный кабинет, санитарная комната, изолированный вход) | Осмотр детей, консультации медицинской сестры, врачей, изоляция заболевших детей. | Профилактика, оздоровительная работа с детьми, консультативно-просветительская работа с родителями и работниками ДОУ. |
10. | Холлы ДОУ | Размещение информации. | Просветительская работа с педагогами и родителями воспитанников. |
11. | Прогулочные участки | Прогулки, игровая деятельность, досуги, самостоятельная двигательная активность детей. Проведение физкультурных занятий, праздников и досугов. | Развитие познавательной, физической, опытно-поисковой, экспериментальной и трудовой деятельности. Накопление и обогащение двигательного опыта детей. Формирование у воспитанников двигательной активности. Развитие эмоционально-волевой сферы детей. |
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Кабинет учителя-логопеда
В ДОУ созданы условия для проведения коррекционной работы с детьми. Оснащены 4 логопедических кабинета. Кабинеты учителей-логопедов предназначены для:
-проведения диагностического обследования речевого развития детей дошкольного возраста;
-проведения подгрупповых и индивидуальных занятий учителя-логопеда с детьми.
1.Оснащение кабинетов:
-зеркала для индивидуальной работы;
-шкафы для хранения пособий;
-столы для детей;
-стол, стулья для работы учителя-логопеда с документацией.
2. Учебно-методические пособия:
а) для коррекционной логопедической работы:
-по звукопроизношению(речевые профили звуков, карточки с изображением символов звуков, картинный материал для автоматизации поставленных звуков, рабочие тетради для закрепления звуков, речевое домино, логопедическое лото, речевые домики);
-по фонетическому восприятию(наборы картинок, тетради для развития фонетического слуха);
-по лексическому запасу(дидактические игры, наборы картинок);
-по связной речи(наборы предметных, сюжетных картинок и серии картинок для составления рассказов разной сложности, тексты для пересказа, алгоритмы, опорные схемы для составления описательных рассказов); методическая литература по разделам
б) для обследования интеллекта, развития памяти, внимания, мышления:(счетный материал, пирамидки, разрезные картинки разной конфигурации, набор картинок "Четвертый лишний", набор карточек на обобщающие темы, наборы картинок для игр "Чей силуэт", "Что сначала, что потом", "Путаница", "Нелепицы".
в) картотеки:(атикуляционная гимнастика в картинках, пальчиковые игры, дыхательные упражнения и игры, наборы предметных картинок по лексическим темам, загадки, чистоговорки, скороговорки, упражнения на релаксации.
г) пособия и материалы:на развитие дыхания(свистки, дудочки, воздушные шары, вертушки, мыльные пузыри);на развитие мелкой моторики(матрешки, шнуровки, пирамидки, пазлы, трафареты);по обучению грамоте(настенная азбука, кассы букв и слогов, предметные картинки на каждую букву, трафарет, схемы артикуляции звуков, материал для звукобуквенного анализа и синтеза.
Музыкальный зал
Музыкальный зал в ДОУ предназначен для решения задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста. Здесь проводятся занятия, досуги, праздники, утренники и развлечения.
Музыкальный зал оснащен современным оборудованием: мультимедийное устройство, пианино, музыкальный центр, учебно- методическими материалами:оборудованием для музыкальных игр-драматизаций, атрибутами для игр, детскими музыкальными инструментами (металлофоны, ксилофоны, барабаны, бубны, гармошки, погремушки),портретами композиторов. Создана фонетика (диски, аудиозаписи), имеется нотный материал, Музыкальный кабинет оснащен современной музыкально-методической литературой и дидактическими играми.
пособиями, литературой, картинами, играми, художественной литературой, мультимедийным оборудованием, которые подобраны в соответствии с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Кабинет педагога-психолога
В кабинете педагога-психолога проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия по развитию познавательной и эмоциональной сфер развития воспитанников, диагностика психологической готовности ребенка к обучению в школе и консультации для родителей.
Деятельность педагога-психолога направлена на создание условий, способствующих охране психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка. Для кабинета педагога-психолога отведено отдельное помещение.
Кабинет педагога-психолога расположен на первом этаже в доступном удобном месте, так чтобы его можно было легко найти. Это дает возможность оперативно обращаться к психологу, а так же позволяет родителям избежать лишних контактов и при необходимости соблюдать конфиденциальность встречи.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Библиотека в детском саду располагается в методическом кабинете. Весь книжный фонд ДОУ условно разделен на три части и включает в себя:
-книги для воспитателя (методическая и справочная литература),
-репродукции картин, иллюстративный материал, дидактические пособия,
- книги для воспитанников: произведения, рекомендованные программой, по которой работает ДОУ, сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей.
- книги совместного пользования.
В группах созданы микроцентры «Книжный уголок», с целью формирования умения самостоятельно работать с книгой, «добывать» нужную информацию.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для развития физических качеств и двигательных умений дошкольников в ДОУ оборудован спортивный зал, спортивная площадка, физкультурные уголки в группах, игровые участки. Спортивный зал используется для проведения организованной образовательной деятельности по физической культуре, где применяются нетрадиционное оборудование и современные технические средства. Для организации физического развития и закаливающих мероприятий имеются тренажеры, разнообразные виды оборудования для массажа и самомассажа, пособия для дыхательной гимнастики, схемы зрительных траекторий для глаз, комплексы утренней и корригирующей гимнастики.
Микроцентр «Физкультурный уголок» в группах служит для расширения индивидуального двигательного опыта в самостоятельной деятельности и включает в себя следующие компоненты: оборудование для ходьбы, бега, равновесия (дорожки здоровья), прыжков (скакалка короткая), катания, бросания, ловли (обруч большой, мяч для мини-баскетбола, мешочек с грузом большой, малый, кегли), атрибуты к подвижным и спортивным играм
Спортивная площадка используется для занятий физической культурой, проведения гимнастики, спортивных праздников, досугов и развлечений на улице.
На территории ДОУ имеется четырнадцать игровых участков, каждый из которых оборудован малыми спортивными комплексами, сюжетно-игровыми постройками для организации детской деятельности в соответствии с возрастом и ростом воспитанников.
Для реализации направления "Физическое развитие "имеется:
1.Спортивный зал-1
2. Спортивная площадка-1
3.Физкультурные уголки в группах-13
4.Игровые участки-14
Всего-30, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ-30
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС ДО к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно
Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Имеющиеся в ДОУ средства обучения:
-печатные (учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, наглядный материал и т.д.);
-электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.);
-аудиовизуальные (слайды);
-наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
-демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные)
спортивное оборудование и т.п.).
Методическое обеспечение образовательного процесса в ДОУ осуществляется методической службой образовательного учреждения, основными задачами которой являются:
оказание помощи в развитии творческого потенциала педагогических работников образовательных учреждений;
- удовлетворение информационных, учебно-методических, образовательных потребностей педагогических работников образовательных учреждений;
- создание условий для организации и осуществления повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений;
- оказание учебно-методической и научной поддержки всем участникам образовательного процесса;
- содействие выполнению целевых федеральных, региональных и муниципальных программ развития дошкольного образования.
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях. Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках деятельности по освоению основной образовательной программы, но и при проведении режимных моментов.
Развивающая предметно - пространственная среда групп содержательно-насыщена, трансформируемая, полифункциональна, доступна и безопасна, отвечает санитарно-гигиеническим нормам, возрастным особенностям и потребностям детей. Обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки»), оснащенные большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. В групповой комнате созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Конструктивные особенности здания МБДОУ № 18 «Радуга» г.Тихорецка не предусматривают наличие подъемников, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения иные приспособления, обеспечивающие доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательной организации.
Входные площадки имеют навесы, видеодомофон при входе,вывески с названием организации, графиком работы организации, выполненныерельефно-точечным шрифтом Брайляна контрастном фоне,звонок при входе. Здание оснащено системой противопожарной сигнализации и световым табло "Выход", видеонаблюдением.
Территория МБДОУ № 18 «Радуга» г.Тихорецка имеет твердое покрытие (плитка).В ДОУ созданы условия доступности для всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья.Разработан паспорт доступности учреждения с учетом всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья.
На центральной входной двери оборудована специальная кнопка вызова и домофоном.
В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам.
Доступ к кабинетам администрации, методическому и медицинскому кабинетам, туалету обеспечен посредством предоставления сопровождающего лица
Специальные условия питания
Рациональное питание детей — необходимое условие обеспечения здоровья, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов, способности к обучению и работоспособности во все возрастные периоды.
В связи с этим организация рационов питания во время воспитательного и учебного процесса является одним из важных факторов профилактики заболеваний и поддержания здоровья детей, а обеспечение полноценного и безопасного питания дошкольников является приоритетным направлением в осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Для организации питания в детском саду имеются функциональные помещения: пищеблок, склад продуктов питания. Общая площадь 62,7 кв.м.
Пищеблок оборудован необходимым технологическим и холодильным оборудованием в рабочем состоянии. Технологическое оборудование, инвентарь, посуда, тара изготовлены из материалов, разрешенных для контакта с пищевыми продуктами. Весь кухонный инвентарь и кухонная посуда имеют маркировку для сырых и готовых пищевых продуктов. При работе технологического оборудования исключена возможность контакта пищевого сырья и готовых к употреблению продуктов. Производственное оборудование, разделочный инвентарь и посуда отвечают требованиям.
Пищеблок оборудован системой приточно-вытяжной вентиляции с механическим и естественным побуждением.
Пищевые продукты поступают в детский сад на склад продуктов питания и имеют документы, подтверждающие их происхождение, качество и безопасность. Качество продуктов проверяет кладовщик — ответственное лицо проводит бракераж сырых продуктов, делает запись в специальном журнале. Не допускаются к приему пищевые продукты без сопроводительных документов, с истекшим сроком хранения и признаками порчи.
Питание детей соответствует принципам щадящего питания, предусматривающим использование определенных способов приготовления блюд, таких как варка, приготовление на пару, тушение, запекание, и исключается жарка блюд, а также продукты с раздражающими свойствами.
Питание организовано в групповых комнатах. В правильной организации питания детей большое значение имеет создание благоприятной и эмоциональной окружающей обстановки в группе. Группы обеспечены соответствующей посудой, удобными столами. Блюда подаются детям не слишком горячими, но и не холодными. Воспитатели приучают детей к чистоте и опрятности при приеме пищи.
Специальные условия охраны здоровья
Планирование и проведение работы по охране здоровья воспитанников осуществляется в двух направлениях: педагогическом и медицинском.
Медицинское обслуживание осуществляется органом здравоохранения МБУЗ Тихорецкая ЦРБ. Закрепленная медицинская сестра совместно с администрацией несут ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и качества питания.
Ответственность за жизнь и здоровье детей в ДОУ несет руководитель данного учреждения. Совместно с закрепленной медицинской сестрой разрабатываются мероприятия и сроки по профилактике детского травматизма:
-Совместно с педагогами анализирует данные осмотров детей, помогает воспитателям в случае необходимости установить индивидуальный режим для некоторых детей.
- Продумывает меры закаливания в детском саду.
- Строго следит за сроками реализации и условиями хранения продуктов, технологии приготовления пищи и брокеража.
- Для предотвращения распространения инфекции в детском саду контролирует соблюдения сроков прививок.
- В целях предупреждения пищевых отравлений контролирует строгого соблюдения санитарно-противоэпидемического режима на пищеблоке.
- Осуществляется контроль за организацией и проведением санпросвет работы среди персонала и родителей.
- В целях соблюдения санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации работы в условиях распространения новой короновирусной инфекции (COVID-19) строго руководствуется Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерацииот 30.06.2020 г №16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4. 3598-20» и контролирует его выполнение в коллективе.
- Своевременно проводит инструктаж с персоналом по охране жизни и здоровья детей 2 раза в год.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Доступ к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям, в том числе инвалидов и лиц ОВЗ. Детский сад подключен к сети Интернет, установлена локальная сеть у заведующего, заместителя заведующего по учебно-воспитательной работе, заместителя заведующего по административно-хозяйственной работе, имеется интернет - сайт ДОУ (https://raduga18.tvoysadik.ru/)организована работа электронной почты ДОУ Тип подключения к сети Интернет - dieselКоличество мест подключенных к СМЭВ (локальная сеть) - 3 Скорость доступа к сети Интернет - 1 Мбит/с
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В целях реализации Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и в соответствии с возрастными особенностями контингента воспитанников МБДОУ № 18 "Радуга" г.Тихорецка доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" отсутствует.
Информационная продукция, используемая для обучения детей, имеет лицензию и соответствует содержанию и художественному оформлению информационной продукции для детей дошкольного возраста.
Разработан и действует сайт МБДОУ№ 18 «Радуга» г.Тихорецка, которыйимеет версию сайта для слабовидящих.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
В МБДОУ № 18 «Радуга» г.Тихорецка имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (нарушение речи).В ДОУ имеются ноутбуки, принтеры, 2 проектора мультимедиа, 1 интерактивная доска, музыкальный центр, магнитофон.
-Дети-инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ оборудованием.