Положение о группе коспенсирующей направленности для детей с ЗПР

ПРИНЯТО:
Педагогическим советом
МБДОУ № 18 «Радуга» г. Тихорецка
Протокол № 1 от 30.08.2024
Корецкая Любовь
Валерьевна

УТВЕРЖДЕНО:
Приказом заведующего МБДОУ
№ 18 «Радуга» г. Тихорецкаот
30.08.2024 № 380
Л.В. Корецкая
Подписано цифровой подписью: Корецкая
Любовь Валерьевна
Дата: 2024.09.09 14:59:23 +03'00'

ПОЛОЖЕНИЕ
о группе компенсирующей направленности
для детей с задержкой психического развития муниципального
бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада
комбинированной направленности № 18 «Радуга» города Тихорецка
муниципального образования Тихорецкий район
I. Общие положения
1.1.Настоящее Положение о группе компенсирующей направленности для
детей с задержкой психического развития (далее – группа для детей с ЗПР)
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского
сада комбинированной направленности № 18 «Радуга» города Тихорецка
муниципального образования Тихорецкий район (далее – МБДОУ № 18 «Радуга»
г.Тихорецка)
регламентирует
деятельность
групп
компенсирующей
направленности для детей дошкольного возраста, созданных в Учреждении.
1.2.Настоящее Положение составлено на основании Федерального закона
Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», приказа министерства образования и науки РФ от
17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования», в редакции приказа
Минпросвещения РФ от 8.11.2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России
6.02.2023 г. № 72264), Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвешения
России от 31 июля 2020 года № 373, зарегистрировано в Минюсте России 31
августа 2020 г., регистрационный № 59599) письма министерства образования и
науки Российской Федерации от 11 марта 2016 года № ВК-452/07 «О введении
ФГОС ОВЗ», Постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
Распоряжения Минпросвещения России от 09 сентября 2019 года № Р-93 «Об

утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме
образовательной организации», Федеральной адаптированной образовательной
программой дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения РФ
от 24.11.2022 г. № 1022, зарегистрировано в Минюсте России 27.01.2023 г. №
72149), Устава образовательного учреждения.
1.3.Настоящее Положение определяет порядок организации деятельности
группы для детей с ЗПР.
1.4.Группа для детей с ЗПР открывается в образовательном учреждении на
основании приказа управления образования администрации муниципального
образования Тихорецкий район (далее – управление образования).
1.5.Группа для детей с ЗПР создаётся в Учреждении с целью создания
специальных образовательных условий для развития, социализации и коррекции
познавательной и эмоционально-волевой сферы дошкольников.
1.6. Задачи группы для детей с ЗПР:
1)своевременное выявление особых образовательных потребностей воспитанников,
имеющих ЗПР;
2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка
в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации,
языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей;
3)обеспечение индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической
помощи воспитанникам, имеющим ЗПР, с учетом особенностей их
психофизического развития и особых образовательных потребностей; обеспечение
коррекции (исправление или ослабление) негативных тенденций развития у
воспитанников, имеющих ЗПР;
4)обеспечение возможности освоения адаптированной образовательной программы
для обучающихся с ЗПР;
5)обеспечение
интеграции
коррекционной
помощи
и
воспитательнообразовательного процесса;
6) профилактика вторичных отклонений в развитии воспитанников, имеющих ЗПР;
7) обеспечение взаимодействия и психолого-педагогической поддержки семьи, с
целью повышения компетентности родителей (законных представителей) в
вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей с ЗПР.
1.7.Группа для детей с ЗПР функционирует 5 дней в неделю с 10,5 часовым пребыванием детей.
1.8.Режим работы группы для детей с ЗПР с 7.00 до 17.30 часов.
1.9.Группа для детей с ЗПР обеспечивается специальным помещением,
оборудованием и пособиями в соответствии с возрастом детей и направлением
коррекционно-развивающей работы.

1.10.Коррекционно-педагогическую помощь детям с ЗПР оказывают
учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели группы через
фронтальные, подгрупповые и индивидуальные формы работы.
1.11.Медицинское обеспечение в группе для детей с ЗПР осуществляет
медицинский работник ЦРБ, который отвечает за охрану здоровья воспитанников и
укрепление их психофизического состояния, диспансеризацию, проведение
оздоровительных и профилактических мероприятий, контролируют соблюдение
санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима, организацию
физического воспитания и закаливания, питания.
1.12. Группа для детей с ЗПР комплектуется управлением образования.
1.13.За содержание детей, посещающих группу для детей с ЗПР,
родительская плата взимается в размере, установленном в соответствии с
действующим законодательством.
2. Порядок приема детей
в группу компенсирующей направленности.
2.1.Направление в группу для детей с ЗПР выдается управлением
образования на основании заключения психолого-медико-педагогической
комиссии (далее – ПМПК), по результатам обследования ребенка, с согласия
родителей (законных представителей).
2.2.Для зачисления ребенка в группу родителями (законными
представителями) в Учреждение предоставляются следующие документы в
соответствии с правилами приема, принятыми в образовательном учреждении в
установленном законом порядке:
1) копия документа, удостоверяющий личность одного из родителей
(законных представителей);
2) копия свидетельства о рождении ребёнка;
3) медицинское заключение;
4) заявление родителей (законных представителей);
5) копия заключения психолого-медико-педагогической комиссии;
6) выписка из протокола территориальной (или краевой) психолого-медикопедагогической комиссии;
6) решение управления образования.
2.3. Приему в группу для детей с ЗПР подлежат дети с выраженным
диагнозом «задержка психического развития» вследствие ослабленной нервной
системы, обусловленной инфекцией, хроническими соматическими заболеваниями,
интоксикацией, травмой головного мозга, перенесенными внутриутробно, при

родах или в раннем детстве, и нарушениями эндокринной системы, а так же дети с
педагогической запущенностью при неблагоприятных условиях воспитания.
При равных условиях в группу для детей с ЗПР в первую очередь
принимаются дети с более тяжелыми формами ЗПР. В случаях, когда
окончательный диагноз ребенку можно установить только в процессе длительного
наблюдения за ним, ребенок принимается в группу для детей с ЗПР условно на 6-9
месяцев. При необходимости срок может быть продлен территориальной ПМПК.
2.4.При наличии свободных мест прием в группу может проводиться в
течение всего года.
2.5.Противопоказанием
к
приему
в
группу
компенсирующей
направленности является наличие у детей следующих клинических форм и
состояний:
1) выраженные нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата;
2)выраженные формы психопатий и психопатоподобных состояний
различной природы;
3)шизофрения с выраженными расстройствами эмоционально-волевой
сферы;
4)соматические заболевания в стадии обострения и декомпенсации;
5)частые судорожные припадки, требующие систематического наблюдения
и лечения;
6)эпилепсия.
2.6.Если в период пребывания ребенка в группе для детей с ЗПР выявляются
отклонения в развитии, перечисленные в пункте 2.5., то ребенок подлежит
отчислению и дальнейшему сопровождению ТПМПК Тихорецкий филиал ГБУ КК
«Центр диагностики и консультирования» по согласию родителей.
2.7. В случае необходимости уточнения диагноза по решению ПМПК и
рекомендации психолого-педагогического консилиума Учреждения родителям
(законным представителям) выдается направление в соответствующие лечебнопрофилактические учреждения для обследования врачами-специалистами
(психиатром, неврологом, отоларингологом, офтальмологом).
Перевод ребенка в другое учреждение или группу другого профиля
осуществляется с согласия родителей по направлению территориальной психологомедико-педагогической комиссии.
2.8. Количество детей в группе для детей с ЗПР не должно превышать 10
детей в возрасте старше 3 лет.
2.9. Длительность пребывания детей в группе для детей с ЗПР определяется
в соответствии с врачебным заключением, и срок обучения составляет от 2-х до 4-х
лет.

2.10. В случае письменного отказа родителей (законных представителей) от
коррекционно-образовательных услуг:
1) образовательное учреждение:
а) предупреждает родителей (законных представителей) о том, что
ответственность за организацию дальнейшей квалифицированной коррекции
нарушений ребёнка возлагается на родителей (законных представителей);
б) ставит в известность управление образования и представляет в
управление образования выписку о специфике развития ребенка на момент выхода
из группы и объеме оказанной коррекционной помощи;
2) управление образования с письменного согласия родителей
предоставляет место данному ребенку в образовательном учреждении
общеразвивающего вида, ранее направившего ребенка на ПМПК, без возможности
оказания коррекционной помощи.
2.11. Выпуск детей из группы для детей с ЗПР осуществляется решением
ПМПК по представлению специалистов психолого-педагогического консилиума
образовательного учреждения по окончании срока коррекционно-развивающего
обучения.
2.12. В спорных случаях с согласия родителей (законных представителей)
дальнейший образовательный маршрут ребенка с ЗПР определяет психологомедико-педагогическая комиссия. Основанием для продления срока обучения
может быть тяжесть дефекта, соматическая ослабленность, пропуски занятий по
болезни и другие объективные причины.
3. Образовательный процесс в группе
компенсирующей направленности для детей с ЗПР
3.1. Содержание образования в группе для детей с ЗПР определяется
принятой и реализуемой адаптированной основной образовательной программой
для обучающихся с задержкой психического развития МБДОУ № 18 «Радуга»
г.Тихорецка (далее – АООП ДО). В случае, если группу посещает ребенокинвалид требующий создания специальных образовательных условий, содержание
образования определяется адаптированной образовательной программой
дошкольного образования с учетом ИПРА ребенка.
3.2. Реализация АООП ДО осуществляется по комплексно-тематическому
принципу построения в соответствии с федеральным государственным
образовательным
стандартом
дошкольного
образования,
федеральной
адаптированной образовательной программой дошкольного образования, с
использованием
методических
и
научно-практических
материалов
удовлетворяющих специальные образовательные потребности воспитанников с
ЗПР и циклограммой образовательной деятельности специалистов детского сада.

3.3. Основной формой организации коррекционно-развивающей работы
являются подгрупповые и индивидуальные занятия учителя-дефектолога, педагогапсихолога, учителя-логопеда. Количество занятий определяется АООП ДО.
Определение ребенка в ту или иную подгруппу зависит от результатов
диагностики, вида занятия и индивидуальных достижений ребенка. Состав
подгрупп на разных этапах обучения может меняться. Дети, отличающиеся низкой
работоспособностью, на начальных этапах обучения в подгруппы не включаются,
работа с ними проводится индивидуально.
3.4.Организации
коррекционно-развивающей
работы
в
группе
компенсирующей направленности для детей с ЗПР регламентируется планом
работы учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителя-логопеда, моделью
занятий на неделю, календарно-тематическими планами, режимом дня.
3.5.Индивидуальные занятия по коррекции нарушений проводят учительдефектолог 3 раза в неделю, учитель-логопед 3 раза в неделю, педагог-психолог 1
раз в неделю. Дети с одинаковой патологией могут объединяться в небольшие
подгруппы для коррекции нарушений. Групповые занятия по коррекции
нарушений проводит учитель-дефектолог 2 раза в неделю, учитель-логопед 2-3
раза в неделю, педагог-психолог 1 раз в неделю.
3.6. Продолжительность подгруппового занятия:
- в младшей группе – 10 минут;
- во второй младшей группе -10-15 минут;
- средней группе - 15-20 минут;
- в старшей группе – 20-25 минут;
- в подготовительной группе - 25-30 минут;
Продолжительность индивидуального занятия - 10-15 минут с каждым
ребёнком.
3.7. Между групповыми занятиями допускаются перерывы не менее 10
минут, между индивидуальными и подгрупповыми занятиями – не менее 5-10
минут.
3.8.Коррекционно-педагогическая помощь детям с ЗПР оказывается в
тесном взаимодействии всех специалистов Учреждения (учителем-дефектологом,
учителем-логопедом, педагогом-психологом, музыкальным руководителем,
инструктором по физической культуре, воспитателями группы), обеспечивающих
интеграцию содержания коррекционно-образовательной работы во всех видах
детской деятельности.
3.9.Ведущим специалистом, осуществляющим и координирующим
коррекционно-педагогическую работу
группы для детей с ЗПР, является
учитель-дефектолог.

3.10.На каждого ребенка, зачисленного в группу компенсирующей
направленности, учитель-дефектолог заполняет протокол обследования, карту,
индивидуальные маршруты коррекционной работы и отмечает результаты
коррекционно-развивающей работы.
3.11.На каждого ребенка, зачисленного в группу компенсирующей
направленности, учитель-логопед заполняет речевую карту, индивидуальные логокоррекционные маршруты и ведет мониторинг коррекционно-развивающей
работы.
3.12.Учитель-дефектолог, педагог-психолог и учитель-логопед проводят
коррекционные занятия в соответствии с циклограммой образовательной
деятельности на учебный год.
3.13.Воспитатель организует коррекционно-развивающую работу по
заданию учителя-дефектолога, педагога-психолога и учителя-логопеда. Ежедневно,
проводятся индивидуальные занятия воспитателя по заданию учителя-дефектолога,
педагога-психолога и учителя-логопеда.
3.14.Диагностика уровня усвоения адаптированной программы детьми
осуществляется в группах компенсирующей направленности не менее 2-х раз в год
(сентябрь, май).
4. Документация учителя-дефектолога
Перечень
основной
документации
учителя-дефектолога
группы
компенсирующей направленности для детей с ЗПР:
1) копия выписки из протокола психолого-медико-педагогической комиссии
по определению образовательного маршрута для детей с ЗПР;
2) диагностические карты с планами индивидуальной коррекционной
работы с детьми на учебный год;
3) годовой план;
4) календарный план;
5) план подгрупповых занятий;
6) тетрадь взаимосвязи учителя-дефектолога и воспитателя группы;
7) индивидуальные тетради (папки) детей;
8) журнал посещаемости занятий;
9) журнал учета консультаций;
10) журнал учета диагностической работы;
11) паспорт кабинета;
12) циклограмма работы учителя-дефектолога на учебный год;
13) график работы;
14)должностная инструкция учителя-дефектолога;
15) отчет о проделанной работе за год.

5. Документация учителя-логопеда
Перечень
основной
документации
учителя-логопеда
группы
компенсирующей направленности для детей с ЗПР:
1)копия выписки из протокола психолого-медико-педагогической комиссии
по определению образовательного маршрута для детей с ЗПР;
2)речевые карты с индивидуальными лого-коррекционными маршрутами
воспитанников на учебный год;
3)годовой план;
4) календарный план;
5) план подгрупповых занятий;
6) тетрадь рабочих контактов учителя-логопеда и воспитателя группы;
7) индивидуальные тетради (папки) детей;
8) журнал посещаемости занятий;
9) журнал учета консультаций;
10) журнал учета диагностической работы;
11) должностная инструкция учителя-логопеда;
12) паспорт логопедического кабинета;
13) циклограмма работы учителя-логопеда на учебный год;
14) график работы;
15) отчет о проделанной работе за год.
6. Документация педагога-психолога
Перечень
основной
документации
педагога-психолога
группы
компенсирующей направленности для детей с ЗПР:
1) копия выписки из протокола психолого-медико-педагогической комиссии
по определению образовательного маршрута для детей с ЗПР;
2)годовой план;
3) план работы на месяц;
4) журнал учета диагностической работы;
5) журнал коррекционно-развивающей работы;
6) журнал учета групповых форм работы;
7) журнал консультаций;
8) журнал взаимодействия с воспитателями;
9) журнал посещаемости занятий;
10) график работы;
11) циклограмма работы педагога-психолога на учебный год;
12) диагностические карты детей;

13) индивидуальные карты развития воспитанников;
14)паспорт кабинета;
15) должностная инструкция педагога-психолога;
16) отчет о проделанной работе за год.
7. Руководство и штаты группы
7.1. Должности учителей-дефектологов устанавливаются в соответствии со
штатами образовательного учреждения: за одной группой компенсирующей
направленности для детей с ЗПР закрепляется одна ставка учителя-дефектолога.
7.2.На должности учителей-дефектологов назначаются лица в соответствии
с трудовым законодательством, имеющие высшее дефектологическое образование
(отделение «Дефектология»), или лица, имеющие высшее педагогическое
образование и прошедшие профессиональную переподготовку по специальности
«Дефектология».
7.3.Должности учителей-логопедов устанавливаются в соответствии со
штатами образовательного учреждения: за одной группой компенсирующей
направленности для детей с ЗПР закрепляется одна ставка учителя-логопеда.
7.4. На должность учителя-логопеда назначаются лица в соответствии с
трудовым законодательством, имеющие высшее дефектологическое образование
(отделение «Логопедия»), или лица, имеющие высшее педагогическое образование
и прошедшие профессиональную переподготовку по специальности «Логопедия».
7.5.Должности педагогов-психологов устанавливаются в соответствии со
штатами образовательного учреждения: за одной группой компенсирующей
направленности для детей с ЗПР закрепляется 0,5 ставки педагога-психолога.
7.6. На должности педагогов-психологов назначаются лица в соответствии с
трудовым законодательством, имеющие высшее профессиональное образование
или среднее профессиональное образование по направлению подготовки
«Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы либо
высшее профессиональное образование или среднее профессиональное
образование и дополнительное профессиональное образование по направлению
подготовки "Педагогика и психология" без предъявления требований к стажу
работы.
7.7. На должности воспитателей групп компенсирующей направленности
назначаются лица, имеющие высшее или среднее специальное образование с
последующей курсовой подготовкой по воспитанию детей дошкольного возраста с
ограниченными возможностями здоровья.
7.8. Заведующий Учреждения осуществляет систематический контроль за
организацией воспитательно-образовательного процесса и проведением всего
комплекса мероприятий, направленных на коррекцию отклонений в развитии

детей, повышение квалификации педагогов, проводит анализ эффективности
работы в данной группе.
7.9.Учебно-методическое руководство деятельностью групп для детей с ЗПР
осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе и старший
воспитатель.
7.10.Права и обязанности педагогического и обслуживающего персонала
группы для детей с ЗПР определяются правилами внутреннего трудового
распорядка и должностными инструкциями.


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.




Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».