ПРИНЯТО: Педагогическим советом МБДОУ № 18 «Радуга» г. Тихорецка Протокол № 1 от 30.08.2024 Корецкая Любовь Валерьевна УТВЕРЖДЕНО: Приказом заведующего МБДОУ № 18 «Радуга» г. Тихорецкаот 30.08.2024 № 380 Л.В. Корецкая Подписано цифровой подписью: Корецкая Любовь Валерьевна Дата: 2024.09.09 14:59:23 +03'00' ПОЛОЖЕНИЕ о группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированной направленности № 18 «Радуга» города Тихорецка муниципального образования Тихорецкий район I. Общие положения 1.1.Настоящее Положение о группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (далее – группа для детей с ЗПР) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированной направленности № 18 «Радуга» города Тихорецка муниципального образования Тихорецкий район (далее – МБДОУ № 18 «Радуга» г.Тихорецка) регламентирует деятельность групп компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста, созданных в Учреждении. 1.2.Настоящее Положение составлено на основании Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказа министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», в редакции приказа Минпросвещения РФ от 8.11.2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6.02.2023 г. № 72264), Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвешения России от 31 июля 2020 года № 373, зарегистрировано в Минюсте России 31 августа 2020 г., регистрационный № 59599) письма министерства образования и науки Российской Федерации от 11 марта 2016 года № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ», Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», Распоряжения Минпросвещения России от 09 сентября 2019 года № Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации», Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения РФ от 24.11.2022 г. № 1022, зарегистрировано в Минюсте России 27.01.2023 г. № 72149), Устава образовательного учреждения. 1.3.Настоящее Положение определяет порядок организации деятельности группы для детей с ЗПР. 1.4.Группа для детей с ЗПР открывается в образовательном учреждении на основании приказа управления образования администрации муниципального образования Тихорецкий район (далее – управление образования). 1.5.Группа для детей с ЗПР создаётся в Учреждении с целью создания специальных образовательных условий для развития, социализации и коррекции познавательной и эмоционально-волевой сферы дошкольников. 1.6. Задачи группы для детей с ЗПР: 1)своевременное выявление особых образовательных потребностей воспитанников, имеющих ЗПР; 2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей; 3)обеспечение индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи воспитанникам, имеющим ЗПР, с учетом особенностей их психофизического развития и особых образовательных потребностей; обеспечение коррекции (исправление или ослабление) негативных тенденций развития у воспитанников, имеющих ЗПР; 4)обеспечение возможности освоения адаптированной образовательной программы для обучающихся с ЗПР; 5)обеспечение интеграции коррекционной помощи и воспитательнообразовательного процесса; 6) профилактика вторичных отклонений в развитии воспитанников, имеющих ЗПР; 7) обеспечение взаимодействия и психолого-педагогической поддержки семьи, с целью повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей с ЗПР. 1.7.Группа для детей с ЗПР функционирует 5 дней в неделю с 10,5 часовым пребыванием детей. 1.8.Режим работы группы для детей с ЗПР с 7.00 до 17.30 часов. 1.9.Группа для детей с ЗПР обеспечивается специальным помещением, оборудованием и пособиями в соответствии с возрастом детей и направлением коррекционно-развивающей работы. 1.10.Коррекционно-педагогическую помощь детям с ЗПР оказывают учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели группы через фронтальные, подгрупповые и индивидуальные формы работы. 1.11.Медицинское обеспечение в группе для детей с ЗПР осуществляет медицинский работник ЦРБ, который отвечает за охрану здоровья воспитанников и укрепление их психофизического состояния, диспансеризацию, проведение оздоровительных и профилактических мероприятий, контролируют соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима, организацию физического воспитания и закаливания, питания. 1.12. Группа для детей с ЗПР комплектуется управлением образования. 1.13.За содержание детей, посещающих группу для детей с ЗПР, родительская плата взимается в размере, установленном в соответствии с действующим законодательством. 2. Порядок приема детей в группу компенсирующей направленности. 2.1.Направление в группу для детей с ЗПР выдается управлением образования на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК), по результатам обследования ребенка, с согласия родителей (законных представителей). 2.2.Для зачисления ребенка в группу родителями (законными представителями) в Учреждение предоставляются следующие документы в соответствии с правилами приема, принятыми в образовательном учреждении в установленном законом порядке: 1) копия документа, удостоверяющий личность одного из родителей (законных представителей); 2) копия свидетельства о рождении ребёнка; 3) медицинское заключение; 4) заявление родителей (законных представителей); 5) копия заключения психолого-медико-педагогической комиссии; 6) выписка из протокола территориальной (или краевой) психолого-медикопедагогической комиссии; 6) решение управления образования. 2.3. Приему в группу для детей с ЗПР подлежат дети с выраженным диагнозом «задержка психического развития» вследствие ослабленной нервной системы, обусловленной инфекцией, хроническими соматическими заболеваниями, интоксикацией, травмой головного мозга, перенесенными внутриутробно, при родах или в раннем детстве, и нарушениями эндокринной системы, а так же дети с педагогической запущенностью при неблагоприятных условиях воспитания. При равных условиях в группу для детей с ЗПР в первую очередь принимаются дети с более тяжелыми формами ЗПР. В случаях, когда окончательный диагноз ребенку можно установить только в процессе длительного наблюдения за ним, ребенок принимается в группу для детей с ЗПР условно на 6-9 месяцев. При необходимости срок может быть продлен территориальной ПМПК. 2.4.При наличии свободных мест прием в группу может проводиться в течение всего года. 2.5.Противопоказанием к приему в группу компенсирующей направленности является наличие у детей следующих клинических форм и состояний: 1) выраженные нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата; 2)выраженные формы психопатий и психопатоподобных состояний различной природы; 3)шизофрения с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы; 4)соматические заболевания в стадии обострения и декомпенсации; 5)частые судорожные припадки, требующие систематического наблюдения и лечения; 6)эпилепсия. 2.6.Если в период пребывания ребенка в группе для детей с ЗПР выявляются отклонения в развитии, перечисленные в пункте 2.5., то ребенок подлежит отчислению и дальнейшему сопровождению ТПМПК Тихорецкий филиал ГБУ КК «Центр диагностики и консультирования» по согласию родителей. 2.7. В случае необходимости уточнения диагноза по решению ПМПК и рекомендации психолого-педагогического консилиума Учреждения родителям (законным представителям) выдается направление в соответствующие лечебнопрофилактические учреждения для обследования врачами-специалистами (психиатром, неврологом, отоларингологом, офтальмологом). Перевод ребенка в другое учреждение или группу другого профиля осуществляется с согласия родителей по направлению территориальной психологомедико-педагогической комиссии. 2.8. Количество детей в группе для детей с ЗПР не должно превышать 10 детей в возрасте старше 3 лет. 2.9. Длительность пребывания детей в группе для детей с ЗПР определяется в соответствии с врачебным заключением, и срок обучения составляет от 2-х до 4-х лет. 2.10. В случае письменного отказа родителей (законных представителей) от коррекционно-образовательных услуг: 1) образовательное учреждение: а) предупреждает родителей (законных представителей) о том, что ответственность за организацию дальнейшей квалифицированной коррекции нарушений ребёнка возлагается на родителей (законных представителей); б) ставит в известность управление образования и представляет в управление образования выписку о специфике развития ребенка на момент выхода из группы и объеме оказанной коррекционной помощи; 2) управление образования с письменного согласия родителей предоставляет место данному ребенку в образовательном учреждении общеразвивающего вида, ранее направившего ребенка на ПМПК, без возможности оказания коррекционной помощи. 2.11. Выпуск детей из группы для детей с ЗПР осуществляется решением ПМПК по представлению специалистов психолого-педагогического консилиума образовательного учреждения по окончании срока коррекционно-развивающего обучения. 2.12. В спорных случаях с согласия родителей (законных представителей) дальнейший образовательный маршрут ребенка с ЗПР определяет психологомедико-педагогическая комиссия. Основанием для продления срока обучения может быть тяжесть дефекта, соматическая ослабленность, пропуски занятий по болезни и другие объективные причины. 3. Образовательный процесс в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР 3.1. Содержание образования в группе для детей с ЗПР определяется принятой и реализуемой адаптированной основной образовательной программой для обучающихся с задержкой психического развития МБДОУ № 18 «Радуга» г.Тихорецка (далее – АООП ДО). В случае, если группу посещает ребенокинвалид требующий создания специальных образовательных условий, содержание образования определяется адаптированной образовательной программой дошкольного образования с учетом ИПРА ребенка. 3.2. Реализация АООП ДО осуществляется по комплексно-тематическому принципу построения в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования, с использованием методических и научно-практических материалов удовлетворяющих специальные образовательные потребности воспитанников с ЗПР и циклограммой образовательной деятельности специалистов детского сада. 3.3. Основной формой организации коррекционно-развивающей работы являются подгрупповые и индивидуальные занятия учителя-дефектолога, педагогапсихолога, учителя-логопеда. Количество занятий определяется АООП ДО. Определение ребенка в ту или иную подгруппу зависит от результатов диагностики, вида занятия и индивидуальных достижений ребенка. Состав подгрупп на разных этапах обучения может меняться. Дети, отличающиеся низкой работоспособностью, на начальных этапах обучения в подгруппы не включаются, работа с ними проводится индивидуально. 3.4.Организации коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР регламентируется планом работы учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителя-логопеда, моделью занятий на неделю, календарно-тематическими планами, режимом дня. 3.5.Индивидуальные занятия по коррекции нарушений проводят учительдефектолог 3 раза в неделю, учитель-логопед 3 раза в неделю, педагог-психолог 1 раз в неделю. Дети с одинаковой патологией могут объединяться в небольшие подгруппы для коррекции нарушений. Групповые занятия по коррекции нарушений проводит учитель-дефектолог 2 раза в неделю, учитель-логопед 2-3 раза в неделю, педагог-психолог 1 раз в неделю. 3.6. Продолжительность подгруппового занятия: - в младшей группе – 10 минут; - во второй младшей группе -10-15 минут; - средней группе - 15-20 минут; - в старшей группе – 20-25 минут; - в подготовительной группе - 25-30 минут; Продолжительность индивидуального занятия - 10-15 минут с каждым ребёнком. 3.7. Между групповыми занятиями допускаются перерывы не менее 10 минут, между индивидуальными и подгрупповыми занятиями – не менее 5-10 минут. 3.8.Коррекционно-педагогическая помощь детям с ЗПР оказывается в тесном взаимодействии всех специалистов Учреждения (учителем-дефектологом, учителем-логопедом, педагогом-психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, воспитателями группы), обеспечивающих интеграцию содержания коррекционно-образовательной работы во всех видах детской деятельности. 3.9.Ведущим специалистом, осуществляющим и координирующим коррекционно-педагогическую работу группы для детей с ЗПР, является учитель-дефектолог. 3.10.На каждого ребенка, зачисленного в группу компенсирующей направленности, учитель-дефектолог заполняет протокол обследования, карту, индивидуальные маршруты коррекционной работы и отмечает результаты коррекционно-развивающей работы. 3.11.На каждого ребенка, зачисленного в группу компенсирующей направленности, учитель-логопед заполняет речевую карту, индивидуальные логокоррекционные маршруты и ведет мониторинг коррекционно-развивающей работы. 3.12.Учитель-дефектолог, педагог-психолог и учитель-логопед проводят коррекционные занятия в соответствии с циклограммой образовательной деятельности на учебный год. 3.13.Воспитатель организует коррекционно-развивающую работу по заданию учителя-дефектолога, педагога-психолога и учителя-логопеда. Ежедневно, проводятся индивидуальные занятия воспитателя по заданию учителя-дефектолога, педагога-психолога и учителя-логопеда. 3.14.Диагностика уровня усвоения адаптированной программы детьми осуществляется в группах компенсирующей направленности не менее 2-х раз в год (сентябрь, май). 4. Документация учителя-дефектолога Перечень основной документации учителя-дефектолога группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР: 1) копия выписки из протокола психолого-медико-педагогической комиссии по определению образовательного маршрута для детей с ЗПР; 2) диагностические карты с планами индивидуальной коррекционной работы с детьми на учебный год; 3) годовой план; 4) календарный план; 5) план подгрупповых занятий; 6) тетрадь взаимосвязи учителя-дефектолога и воспитателя группы; 7) индивидуальные тетради (папки) детей; 8) журнал посещаемости занятий; 9) журнал учета консультаций; 10) журнал учета диагностической работы; 11) паспорт кабинета; 12) циклограмма работы учителя-дефектолога на учебный год; 13) график работы; 14)должностная инструкция учителя-дефектолога; 15) отчет о проделанной работе за год. 5. Документация учителя-логопеда Перечень основной документации учителя-логопеда группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР: 1)копия выписки из протокола психолого-медико-педагогической комиссии по определению образовательного маршрута для детей с ЗПР; 2)речевые карты с индивидуальными лого-коррекционными маршрутами воспитанников на учебный год; 3)годовой план; 4) календарный план; 5) план подгрупповых занятий; 6) тетрадь рабочих контактов учителя-логопеда и воспитателя группы; 7) индивидуальные тетради (папки) детей; 8) журнал посещаемости занятий; 9) журнал учета консультаций; 10) журнал учета диагностической работы; 11) должностная инструкция учителя-логопеда; 12) паспорт логопедического кабинета; 13) циклограмма работы учителя-логопеда на учебный год; 14) график работы; 15) отчет о проделанной работе за год. 6. Документация педагога-психолога Перечень основной документации педагога-психолога группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР: 1) копия выписки из протокола психолого-медико-педагогической комиссии по определению образовательного маршрута для детей с ЗПР; 2)годовой план; 3) план работы на месяц; 4) журнал учета диагностической работы; 5) журнал коррекционно-развивающей работы; 6) журнал учета групповых форм работы; 7) журнал консультаций; 8) журнал взаимодействия с воспитателями; 9) журнал посещаемости занятий; 10) график работы; 11) циклограмма работы педагога-психолога на учебный год; 12) диагностические карты детей; 13) индивидуальные карты развития воспитанников; 14)паспорт кабинета; 15) должностная инструкция педагога-психолога; 16) отчет о проделанной работе за год. 7. Руководство и штаты группы 7.1. Должности учителей-дефектологов устанавливаются в соответствии со штатами образовательного учреждения: за одной группой компенсирующей направленности для детей с ЗПР закрепляется одна ставка учителя-дефектолога. 7.2.На должности учителей-дефектологов назначаются лица в соответствии с трудовым законодательством, имеющие высшее дефектологическое образование (отделение «Дефектология»), или лица, имеющие высшее педагогическое образование и прошедшие профессиональную переподготовку по специальности «Дефектология». 7.3.Должности учителей-логопедов устанавливаются в соответствии со штатами образовательного учреждения: за одной группой компенсирующей направленности для детей с ЗПР закрепляется одна ставка учителя-логопеда. 7.4. На должность учителя-логопеда назначаются лица в соответствии с трудовым законодательством, имеющие высшее дефектологическое образование (отделение «Логопедия»), или лица, имеющие высшее педагогическое образование и прошедшие профессиональную переподготовку по специальности «Логопедия». 7.5.Должности педагогов-психологов устанавливаются в соответствии со штатами образовательного учреждения: за одной группой компенсирующей направленности для детей с ЗПР закрепляется 0,5 ставки педагога-психолога. 7.6. На должности педагогов-психологов назначаются лица в соответствии с трудовым законодательством, имеющие высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Педагогика и психология" без предъявления требований к стажу работы. 7.7. На должности воспитателей групп компенсирующей направленности назначаются лица, имеющие высшее или среднее специальное образование с последующей курсовой подготовкой по воспитанию детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. 7.8. Заведующий Учреждения осуществляет систематический контроль за организацией воспитательно-образовательного процесса и проведением всего комплекса мероприятий, направленных на коррекцию отклонений в развитии детей, повышение квалификации педагогов, проводит анализ эффективности работы в данной группе. 7.9.Учебно-методическое руководство деятельностью групп для детей с ЗПР осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе и старший воспитатель. 7.10.Права и обязанности педагогического и обслуживающего персонала группы для детей с ЗПР определяются правилами внутреннего трудового распорядка и должностными инструкциями.