Корецкая Любовь Валерьевн а Подписано цифровой подписью: Корецкая Любовь Валерьевна DN: cn=Корецкая Любовь Валерьевна, o, ou, email=raduga18ds@mail.ru , c=RU Дата: 2021.02.20 12:30:29 +03'00' УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МБДОУ №18 «Радуга» г.Тиорецка ____________ Л.В.Корецкая приказ № 59 от 11.01.2021 г. ПОЛОЖЕНИЕ о группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 18 «Радуга» города Тихорецка муниципального образования Тихорецкий район I.Общие положения. 1.1. Настоящее Положение о группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (далее – группа компенсирующей направленности для детей с ТНР) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 18 «Радуга» горда Тихорецка муниципального образования Тихорецкий район (далее – МБДОУ № 18 «Радуга» г.Тихорецка) регламентирует деятельность групп компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста, созданных в Учреждении. 1.2. Настоящее Положение составлено на основании Федерального закона Российской Федерации 29. декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации (МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ) от 31 июля 2020 г. № 373 г. Москва); Инструктивного письма Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 22.01.1998 г. № 20-58-07 ин.20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах – психологах образования учреждений образования»; Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях»; Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 июня 2020 г. № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19); Уставом Учреждения; Муниципальным Положением о группах компенсирующей направленности. 1.3.Настоящее Положение определяет порядок организации деятельности группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. 1.4.Группа компенсирующей направленности для детей с ТНР открывается в образовательном учреждении на основании приказа управления образования администрации муниципального образования Тихорецкий район (далее – управление образования). 1.5. Группа компенсирующей направленности для детей с ТНР создаётся в Учреждении в целях: создания целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для коррекции нарушений в развитии речи (первичного характера) детей, в освоении ими образовательной программы и подготовки к успешному обучению в школе. 1.6.Группа компенсирующей направленности для детей с ТНР функционирует 5 дней внеделю с 10,5 - часовым пребыванием детей. 1.7.Режим работы группы компенсирующей направленности с 7.00 до 17.30 часов. 1.8.Группа компенсирующей направленностидля детей с ТНР обеспечиваются специальным помещением, оборудованием и пособиями в соответствии с возрастом детей и направлением коррекционно - развивающего работы. 1.9.Коррекционно-педагогическую помощь детям с нарушениями речевого развития оказывают учитель-логопед, воспитатели группы, педагог-психолог, через фронтальные, подгрупповые и индивидуальные формы работы. 1.10.Медицинское обеспечение в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР осуществляет медицинский работник ЦРБ, который отвечает за охрану здоровья воспитанников и укрепление их психофизического состояния, диспансеризацию, проведение оздоровительных и профилактических мероприятий, контролируют соблюдение санитарногигиенического и противоэпидемического режима, организацию физического воспитания и закаливания, питания. 1.11.Основные задачи группы компенсирующей направленности для детей с ТНР: 1)коррекция нарушений устной речи детей: формирование правильного произношения и слоговой структуры слов, усвоение лексических и грамматических средств языка, развитие навыков связной речи; 2)активизация познавательной деятельности детей; 3)коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития. 4) пропаганда логопедических знаний среди педагогов, родителей (законных представителей). 1.12.Группа компенсирующей направленности для детей с ТНР комплектуется управлением образования. 1.13.За содержание детей, посещающих группу компенсирующей направленностидля детей с ТНР, родительская плата взимается в размере, установленном в соответствии с действующим законодательством. 2. Порядок приема детей в группукомпенсирующей направленности 2.1.Направление в группу компенсирующей направленности для детей с ТНР выдается управлением образования на основании заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (далее ТПМПК), по результатам обследования ребенка, с согласия родителей (законных представителей). 2.2.Для зачисления ребенка в группу представляются следующие документы в Учреждение в соответствии с правилами приема, принятыми в образовательном учреждении в установленном законом порядке: 1)документ, удостоверяющий личность одного из родителей (законных представителей); 2)свидетельство о рождении ребёнка; 3)медицинское заключение; 4)заявление родителей (законных представителей); 5)выписка из решения районной (или краевой) психолого-медикопедагогической комиссии; 6)направление управления образования. 2.3.В группу компенсирующей направленности для детей с ТНР принимаются дети с расстройствами экспрессивной речи, которые включают задержку речевого развития по типу общего недоразвития речи (далее - ОНР) IIII уровней при алалии, дизартрии, ринолалии. 2.4.Противопоказанием к приему в группу компенсирующей направленности наличие у детей следующих клинических форм и состояний: 1)умственная отсталость; 2)деменции органического, шизофренического и эпилептического генеза с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы; 3)выраженные нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата; 4)выраженные формы раннего детского аутизма; 5)выраженные формы психопатий и психоподобных состояний различной природы; 6)частые судорожные параксизмы, требующие систематического наблюдения и лечения у психоневролога; 7)стойкий энурез и энкопрез; 8)хронические заболевания сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, пищеварения и др. в стадии обострения и декомпенсации; 2.5.Если в период пребывания ребенка в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР выявляются отклонения в развитии, перечисленные в пункте 2.4., то ребенок подлежит отчислению и дальнейшему сопровождению ТПМПК Тихорецкого филиала КК «Центра диагностики и консультирования» по согласию родителей. 2.6.В случае необходимости уточнения диагноза по решению территориальной психолого-медико-педагогической комиссиии рекомендации психолого-педагогического консилиума Учреждения родителям (законным представителям) выдается направление в соответствующие лечебнопрофилактические учреждения для обследования врачами-специалистами (психиатром, неврологом, отоларингологом, офтальмологом). Перевод ребенка в другое учреждение или группу другого профиля осуществляется с согласия родителей по направлению территориальной психолого-медикопсихологической комиссии. 2.7.Наполняемостьгруппыкомпенсирующейнаправленности соответствует типовым нормативам по комплектованию групп компенсирующей направленности – с тяжелыми нарушениями речи -6 детей в возрасте до 3-х лет и 10 детей в возрасте старше 3-х лет. 2.8.Длительность пребывания детей в группе компенсирующей направленности определяется в соответствии с уровнем речевого недоразвития (алалией, ринолалией, дизартрией) и составляет: 1)с общим недоразвитием речи I уровня с 3-х летнего возраста сроком обучения от 2-х до 4-х лет; 2) с общим недоразвитием речи II уровня с 4-х летнего возраста сроком обучения от 2-х до 3-х лет; 3)с общим недоразвитием речи III уровня с 4-х летнего возраста сроком не более 3-х лет, с 5-ти летнего возраста не более 2-х лет. 2.9.В случае письменного отказа родителей (законных представителей) от коррекционно-образовательных услуг: 1)образовательное учреждение: а)предупреждает родителей (законных представителей) о том, что ответственность за организацию дальнейшей квалифицированной коррекции речевого нарушения ребёнка с тяжелыми нарушениями речи возлагается на родителей (законных представителей); б)ставит в известность управление образования и представляет в управление образования выписку о специфике речевого развития ребенка на момент выхода из группы и объеме оказанной коррекционной помощи; 2)управление образования с письменного согласия родителей предоставляет место данному ребенку в образовательном учреждении общеразвивающего вида, ранее направившего ребенка на ТПМПК, без возможности оказания коррекционной помощи. 2.10.Выпуск детей из группы компенсирующей направленности осуществляется решением территориальной психолого-медико-педагогической комиссии по представлению специалистов психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения по окончании срока коррекционноразвивающего обучения. 2.11.В спорных случаях с согласия родителей (законных представителей) дальнейший образовательный маршрут ребенка с тяжелыми нарушениями речи определяет территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия. Основанием для продления срока обучения может быть тяжесть дефекта, соматическая ослабленность, пропуски занятий по болезни и другие объективные причины. 3. Образовательный процесс в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР 3.1.Содержание образования в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР определяется принятой и реализуемой адаптированной образовательной программой образовательного учреждения (далее – адаптированная программа). 3.2.Реализация адаптированной программы осуществляется по комплексно-тематическому принципу построения в соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования и циклограммой образовательной деятельности образовательного учреждения. 3.3.Реализация адаптированной программы осуществляется в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования с учетом примерной образовательной программой дошкольного образования, авторской основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» по редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет, под редакцией Нищевой Н.В.. 3.4.Основной формой организации коррекционно-развивающей работы являются групповые (фронтальные), подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия. Количество занятий определяется используемой коррекционной программой с учетом тяжести речевого дефекта ребенка. 3.5.Организация образовательного процесса в группе компенсирующей направленности регламентируется расписанием занятий, перспективным и календарным планами, режимом дня. 3.6.Индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, проводит учитель-логопед не менее 3 раз в неделю. По мере формирования произносительных навыков дети с одинаковой патологией включаются в небольшие подгруппы для автоматизации звукопроизношения. 3.7.Продолжительность подгруппового логопедического занятия: - в средней группе -10-15 минут; - в старшей группе – 20-25 минут; - в подготовительной группе -25-30 минут; - продолжительность индивидуального занятия- 10-15 минут с каждым ребёнком. 3.8.Между групповыми занятиями допускаются перерывы 10 минут, между индивидуальными и подгрупповыми занятиями – 5-10 минут. 3.9.Коррекционно-педагогическая помощь детям с ТНР оказывается в тесном взаимодействии всех специалистов Учреждения (учителем-логопедом, педагогом-психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, воспитателями группы), обеспечивающих интеграцию содержания коррекционно-образовательной работы во всех видах детской деятельности. 3.10. Ведущим специалистом, осуществляющим и координирующим коррекционно-педагогическую работу группы компенсирующей направленности для детей с ТНР, является учитель-логопед. 3.11.На каждого ребенка, зачисленного в группу компенсирующей направленности учитель-логопед заполняет речевую карту, индивидуальные логокоррекционные маршруты и ведет мониторинг коррекционно-развивающей работы. 3.12.Учитель-логопед проводит коррекционные занятия в соответствии с расписанием, циклограммой образовательной деятельности на учебный год, согласно СанПиН. 3.13. Воспитатель организует коррекционно-развивающую работу по заданию учителя-логопеда, следит за речью детей в течение дня. Ежедневно, во второй половине дня, проводятся групповые и индивидуальные занятия воспитателя по заданию учителя-логопеда. 3.14. Диагностика уровня усвоения адаптированной программы детьми осуществляется в группах компенсирующей направленности не менее трех раз в год (сентябрь, январь, май). 4. Документация учителя-логопеда Перечень основной документации учителя-логопеда группы компенсирующей направленности для детей с ТНР: 1)копия выписки из протоколов территориальной психолого-медикопедагогической комиссии по определению образовательного маршрута для детей с ТНР; 2) речевые карты с индивидуальными логокоррекционными маршрутами воспитанников на учебный год; 3) годовой план; 4) календарный план; 5) перспективный план; 6) тетрадь рабочих контактов учителя-логопеда и воспитателя группы; 7) индивидуальные тетради детей; 8) журнал посещаемости занятий; 9) журнал учета консультаций; 10)должностная инструкция учителя-логопеда; 11)паспорт логопедического кабинета; 12) циклограмма работы учителя-логопеда на учебный год; 13) отчет о проделанной работе за год. 5. Руководство иштаты группы 5.1.Должности учителей-логопедов устанавливаются в соответствии со штатами образовательного учреждения: за одной группой компенсирующей направленности для детей с ТНР закрепляется одна ставка учителя-логопеда. 5.2. На должности учителей-логопедов назначаются лица в соответствии с трудовым законодательством, имеющие высшее дефектологическое образование (отделение «Логопедия»), или лица, имеющие высшее педагогическое образование и прошедшие профессиональную переподготовку по специальности «Логопедия». 5.3.На должности воспитателей групп компенсирующей направленности назначаются лица, имеющие высшее или среднее специальное образование с последующей курсовой подготовкой по воспитанию детей дошкольного возраста с нарушениями речи. 5.4.Заведующий Учреждения осуществляет систематический контроль за правильной организацией в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР образовательного процесса и проведение всего комплекса мероприятий, направленных на коррекцию отклонений в речевом развитии детей, повышение квалификации педагогов, проводит анализ эффективности работы в данной группе. 5.5.Учебно-методическое руководство деятельностью групп компенсирующей направленности для детей с ТНР осуществляет заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе и старший воспитатель. 5.6.Права и обязанности педагогического и обслуживающего персонала группы компенсирующей направленностидля детей с ТНР определяются правилами внутреннего трудового распорядка и должностными инструкциями.