Копия Положение о группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи МБДОУ 18 Радуга г.Тихорецка

Корецкая
Любовь
Валерьевн
а

Подписано цифровой
подписью: Корецкая
Любовь Валерьевна
DN: cn=Корецкая Любовь
Валерьевна, o, ou,
email=raduga18ds@mail.ru
, c=RU
Дата: 2021.02.20 12:30:29
+03'00'

УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДОУ №18
«Радуга» г.Тиорецка
____________ Л.В.Корецкая
приказ № 59 от 11.01.2021 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
о группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми
нарушениями речи муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения детский сад комбинированного вида
№ 18 «Радуга» города Тихорецка муниципального образования
Тихорецкий район
I.Общие положения.
1.1. Настоящее Положение о группе компенсирующей направленности
для детей с тяжёлыми нарушениями речи (далее – группа компенсирующей
направленности для детей с ТНР) муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 18
«Радуга» горда Тихорецка муниципального образования Тихорецкий район
(далее – МБДОУ № 18 «Радуга» г.Тихорецка) регламентирует деятельность
групп компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста,
созданных в Учреждении.
1.2. Настоящее Положение составлено на основании Федерального закона
Российской Федерации 29. декабря 2012 года № 273 «Об образовании в
Российской Федерации»; Приказ министерства образования и науки РФ от 17
октября 2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования»; Порядок организации
и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным
программам – образовательным программам дошкольного образования (Приказ
Министерства Просвещения Российской Федерации (МИНПРОСВЕЩЕНИЯ
РОССИИ) от 31 июля 2020 г. № 373 г. Москва); Инструктивного письма
Министерства общего и профессионального образования Российской
Федерации от 22.01.1998 г. № 20-58-07 ин.20-4 «Об учителях-логопедах и
педагогах – психологах образования учреждений образования»; Постановления
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15
мая 2013 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы в дошкольных образовательных организациях»; Постановления
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30
июня
2020 г. № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных
организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и
молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции
(COVID-19); Уставом Учреждения; Муниципальным Положением о группах
компенсирующей направленности.

1.3.Настоящее Положение определяет порядок организации деятельности
группы компенсирующей направленности для детей с ТНР.
1.4.Группа компенсирующей направленности для детей с ТНР открывается
в образовательном учреждении на основании приказа управления образования
администрации муниципального образования Тихорецкий район (далее –
управление образования).
1.5. Группа компенсирующей направленности для детей с ТНР создаётся в
Учреждении в целях: создания целостной системы, обеспечивающей
оптимальные педагогические условия для коррекции нарушений в развитии
речи (первичного характера) детей, в освоении ими образовательной
программы и подготовки к успешному обучению в школе.
1.6.Группа компенсирующей направленности для детей с ТНР
функционирует 5 дней внеделю с 10,5 - часовым пребыванием детей.
1.7.Режим работы группы компенсирующей направленности с 7.00 до
17.30 часов.
1.8.Группа компенсирующей направленностидля детей с ТНР
обеспечиваются специальным помещением, оборудованием и пособиями в
соответствии с возрастом детей и направлением коррекционно - развивающего
работы.
1.9.Коррекционно-педагогическую помощь детям с нарушениями речевого
развития оказывают учитель-логопед, воспитатели группы, педагог-психолог,
через фронтальные, подгрупповые и индивидуальные формы работы.
1.10.Медицинское обеспечение в группе компенсирующей направленности
для детей с ТНР осуществляет медицинский работник ЦРБ, который отвечает
за охрану здоровья воспитанников и укрепление их психофизического
состояния, диспансеризацию, проведение оздоровительных
и профилактических мероприятий, контролируют соблюдение санитарногигиенического и противоэпидемического режима, организацию физического
воспитания и закаливания, питания.
1.11.Основные задачи группы компенсирующей направленности для
детей с ТНР:
1)коррекция нарушений устной речи детей: формирование правильного
произношения и слоговой структуры слов, усвоение лексических и
грамматических средств языка, развитие навыков связной речи;
2)активизация познавательной деятельности детей;
3)коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального
развития.
4) пропаганда логопедических знаний среди педагогов, родителей
(законных представителей).
1.12.Группа компенсирующей направленности для детей с ТНР
комплектуется управлением образования.
1.13.За содержание детей, посещающих группу компенсирующей
направленностидля детей с ТНР, родительская плата взимается в размере,
установленном в соответствии с действующим законодательством.

2. Порядок приема детей в группукомпенсирующей
направленности
2.1.Направление в группу компенсирующей направленности для детей с
ТНР выдается управлением образования на основании заключения
территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (далее ТПМПК),
по результатам обследования ребенка, с согласия родителей (законных
представителей).
2.2.Для зачисления ребенка в группу представляются следующие
документы в Учреждение в соответствии с правилами приема, принятыми в
образовательном учреждении в установленном законом порядке:
1)документ, удостоверяющий личность одного из родителей (законных
представителей);
2)свидетельство о рождении ребёнка;
3)медицинское заключение;
4)заявление родителей (законных представителей);
5)выписка из решения районной (или краевой) психолого-медикопедагогической комиссии;
6)направление управления образования.
2.3.В группу компенсирующей направленности для детей с ТНР
принимаются дети с расстройствами экспрессивной речи, которые включают
задержку речевого развития по типу общего недоразвития речи (далее - ОНР) IIII уровней при алалии, дизартрии, ринолалии.
2.4.Противопоказанием к приему в группу компенсирующей
направленности наличие у детей следующих клинических форм и состояний:
1)умственная отсталость;
2)деменции органического, шизофренического и эпилептического генеза
с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы;
3)выраженные нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата;
4)выраженные формы раннего детского аутизма;
5)выраженные формы психопатий и психоподобных состояний различной
природы;
6)частые судорожные параксизмы, требующие систематического
наблюдения и лечения у психоневролога;
7)стойкий энурез и энкопрез;
8)хронические заболевания сердечно-сосудистой системы, органов
дыхания, пищеварения и др. в стадии обострения и декомпенсации;
2.5.Если в период пребывания ребенка в группе компенсирующей
направленности для детей с ТНР выявляются отклонения в развитии,
перечисленные в пункте 2.4., то ребенок подлежит отчислению и дальнейшему
сопровождению ТПМПК Тихорецкого филиала КК «Центра диагностики и
консультирования» по согласию родителей.
2.6.В случае необходимости уточнения диагноза по решению
территориальной психолого-медико-педагогической комиссиии рекомендации
психолого-педагогического консилиума Учреждения родителям (законным
представителям) выдается направление в соответствующие лечебнопрофилактические учреждения для обследования врачами-специалистами

(психиатром, неврологом, отоларингологом, офтальмологом). Перевод ребенка
в другое учреждение или группу другого профиля осуществляется с согласия
родителей
по
направлению
территориальной
психолого-медикопсихологической комиссии.
2.7.Наполняемостьгруппыкомпенсирующейнаправленности
соответствует
типовым
нормативам
по
комплектованию
групп
компенсирующей направленности – с тяжелыми нарушениями речи -6 детей в
возрасте до 3-х лет и 10 детей в возрасте старше 3-х лет.
2.8.Длительность пребывания детей в группе компенсирующей
направленности определяется в соответствии с уровнем речевого недоразвития
(алалией, ринолалией, дизартрией) и составляет:
1)с общим недоразвитием речи I уровня с 3-х летнего возраста сроком
обучения от 2-х до 4-х лет;
2) с общим недоразвитием речи II уровня с 4-х летнего возраста сроком
обучения от 2-х до 3-х лет;
3)с общим недоразвитием речи III уровня с 4-х летнего возраста сроком
не более 3-х лет, с 5-ти летнего возраста не более 2-х лет.
2.9.В случае письменного отказа родителей (законных представителей) от
коррекционно-образовательных услуг:
1)образовательное учреждение:
а)предупреждает родителей (законных представителей) о том, что
ответственность за организацию дальнейшей квалифицированной коррекции
речевого нарушения ребёнка с тяжелыми нарушениями речи возлагается на
родителей (законных представителей);
б)ставит в известность управление образования и представляет в
управление образования выписку о специфике речевого развития ребенка на
момент выхода из группы и объеме оказанной коррекционной помощи;
2)управление образования с письменного согласия родителей
предоставляет место данному ребенку в образовательном учреждении
общеразвивающего вида, ранее направившего ребенка на ТПМПК, без
возможности оказания коррекционной помощи.
2.10.Выпуск детей из группы компенсирующей направленности
осуществляется решением территориальной психолого-медико-педагогической
комиссии по представлению специалистов психолого-медико-педагогического
консилиума образовательного учреждения по окончании срока коррекционноразвивающего обучения.
2.11.В спорных случаях с согласия родителей (законных представителей)
дальнейший образовательный маршрут ребенка с тяжелыми нарушениями речи
определяет территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия.
Основанием для продления срока обучения может быть тяжесть дефекта,
соматическая ослабленность, пропуски занятий по болезни и другие
объективные причины.
3. Образовательный процесс в группе компенсирующей
направленности для детей с ТНР

3.1.Содержание образования в группах компенсирующей направленности
для детей с ТНР определяется принятой и реализуемой адаптированной
образовательной программой образовательного учреждения (далее –
адаптированная программа).
3.2.Реализация адаптированной программы осуществляется по
комплексно-тематическому принципу построения в соответствии с
федеральным государственным стандартом дошкольного образования и
циклограммой образовательной деятельности образовательного учреждения.
3.3.Реализация
адаптированной
программы
осуществляется
в
соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования с учетом примерной образовательной программой
дошкольного образования, авторской основной образовательной программой
дошкольного образования «От рождения до школы» по редакцией
Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, комплексной образовательной
программы дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи
(общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет, под редакцией Нищевой Н.В..
3.4.Основной формой организации коррекционно-развивающей работы
являются групповые (фронтальные), подгрупповые и индивидуальные
логопедические занятия. Количество занятий определяется используемой
коррекционной программой с учетом тяжести речевого дефекта ребенка.
3.5.Организация образовательного процесса в группе компенсирующей
направленности регламентируется расписанием занятий, перспективным и
календарным планами, режимом дня.
3.6.Индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения с детьми,
имеющими тяжёлые нарушения речи, проводит учитель-логопед не менее 3 раз
в неделю. По мере формирования произносительных навыков дети с
одинаковой патологией включаются в небольшие подгруппы для
автоматизации звукопроизношения.
3.7.Продолжительность подгруппового логопедического занятия:
- в средней группе -10-15 минут;
- в старшей группе – 20-25 минут;
- в подготовительной группе -25-30 минут;
- продолжительность индивидуального занятия- 10-15 минут с каждым
ребёнком.
3.8.Между групповыми занятиями допускаются перерывы 10 минут,
между индивидуальными и подгрупповыми занятиями – 5-10 минут.
3.9.Коррекционно-педагогическая помощь детям с ТНР оказывается в
тесном взаимодействии всех специалистов Учреждения (учителем-логопедом,
педагогом-психологом, музыкальным руководителем, инструктором по
физической культуре, воспитателями группы), обеспечивающих интеграцию
содержания коррекционно-образовательной работы во всех видах детской
деятельности.
3.10. Ведущим специалистом, осуществляющим и координирующим
коррекционно-педагогическую
работу
группы
компенсирующей
направленности для детей с ТНР, является учитель-логопед.

3.11.На каждого ребенка, зачисленного в группу компенсирующей
направленности учитель-логопед заполняет речевую карту, индивидуальные
логокоррекционные маршруты и ведет мониторинг коррекционно-развивающей
работы.
3.12.Учитель-логопед проводит коррекционные занятия в соответствии с
расписанием, циклограммой образовательной деятельности на учебный год,
согласно СанПиН.
3.13. Воспитатель организует коррекционно-развивающую работу по
заданию учителя-логопеда, следит за речью детей в течение дня. Ежедневно, во
второй половине дня, проводятся групповые и индивидуальные занятия
воспитателя по заданию учителя-логопеда.
3.14. Диагностика уровня усвоения адаптированной программы детьми
осуществляется в группах компенсирующей направленности не менее трех раз
в год (сентябрь, январь, май).
4. Документация учителя-логопеда
Перечень
основной
документации
учителя-логопеда
группы
компенсирующей направленности для детей с ТНР:
1)копия выписки из протоколов территориальной психолого-медикопедагогической комиссии по определению образовательного маршрута для
детей с ТНР;
2) речевые карты с индивидуальными логокоррекционными маршрутами
воспитанников на учебный год;
3) годовой план;
4) календарный план;
5) перспективный план;
6) тетрадь рабочих контактов учителя-логопеда и воспитателя группы;
7) индивидуальные тетради детей;
8) журнал посещаемости занятий;
9) журнал учета консультаций;
10)должностная инструкция учителя-логопеда;
11)паспорт логопедического кабинета;
12) циклограмма работы учителя-логопеда на учебный год;
13) отчет о проделанной работе за год.
5. Руководство иштаты группы
5.1.Должности учителей-логопедов устанавливаются в соответствии со
штатами образовательного учреждения: за одной группой компенсирующей
направленности для детей с ТНР закрепляется одна ставка учителя-логопеда.
5.2. На должности учителей-логопедов назначаются лица в соответствии с
трудовым
законодательством,
имеющие
высшее
дефектологическое
образование (отделение «Логопедия»), или лица, имеющие высшее
педагогическое образование и прошедшие профессиональную переподготовку
по специальности «Логопедия».
5.3.На должности воспитателей групп компенсирующей направленности
назначаются лица, имеющие высшее или среднее специальное образование с

последующей курсовой подготовкой по воспитанию детей дошкольного
возраста с нарушениями речи.
5.4.Заведующий Учреждения осуществляет систематический контроль за
правильной организацией в группе компенсирующей направленности для детей
с ТНР образовательного процесса и проведение всего комплекса мероприятий,
направленных на коррекцию отклонений в речевом развитии детей, повышение
квалификации педагогов, проводит анализ эффективности работы в данной
группе.
5.5.Учебно-методическое
руководство
деятельностью
групп
компенсирующей направленности для детей с ТНР осуществляет заместитель
заведующего по учебно-воспитательной работе и старший воспитатель.
5.6.Права и обязанности педагогического и обслуживающего персонала
группы компенсирующей направленностидля детей с ТНР определяются
правилами внутреннего трудового распорядка и должностными инструкциями.


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.




Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».