1 СОДЕРЖАНИЕ Стр. Паспорт Программы 3 Раздел I. Информационная справка об образовательной организации 7 Раздел II. Анализ деятельности дошкольной образовательной организации 9 Раздел III. Концепция программы развития 19 Раздел IV. Программные мероприятия. Единичные проекты 23 1. Единичный проект «Экологическое воспитание. Эколята-дошколята» 24 2. Единичный проект «Поддержка и развитие кадрового потенциала» 26 3. Единичный проект «Здоровый детский сад» 28 4. Единичный проект «Бережливый детский сад» 30 5. Единичный проект «Помним! Гордимся! Наследуем!» 32 РАЗДЕЛ V. Ожидаемые результаты. Критерии результативности 35 Раздел VI. Инновационные риски 37 Раздел VII. Управление программой развития 38 Приложения 40 2 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ Наименование программы Координатор программы Назначение Программы Юридический адрес Телефон (код и номер) e-mail Cайт Разработчики программы Обоснование программы Нормативная база Программа развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 18 «Радуга» г. Тихорецка муниципального образования Тихорецкий район на 2020-2023 годы Заведующий – Корецкая Любовь Валерьевна Программа развития предназначена для определения модели и перспективных направлений развития МБДОУ №18 «Радуга» г.Тихорецка (далее – ДОУ, образовательная организация) и отражает основные изменения, вектор обновления содержания образовательной деятельности, управление дошкольным учреждением на основе инновационных процессов и современных требований. 352120 Краснодарский край, г.Тихорецк, ул. Ляпидевского, 16 (86196) 7-54-25 detsckiisad.raduga@yandex.ru http://raduga18.tvoysadik.ru/ Администрация, творческий коллектив педагогических работников МБДОУ №18 «Радуга» г.Тихорецка Программа является преемственной по отношению к программе развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 18 «Радуга» г. Тихорецка муниципального образования Тихорецкий район «Мы вместе!», реализованной в 2017-2020 гг. Программа направлена на создание условий, необходимых для реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования - Конвенция о правах ребѐнка; - Конституция РФ; - Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребѐнка»; - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ; - Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р; - Государственная программа «Развитие образования», утвержденная постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642; - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержденным приказом Минпросвещения России от 31.07.2020 № 373; - Приказ Министерства образования и науки РФ №1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; -СанПин 01.01.2021 для детских садов (СП 2.4.364820)"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, 3 Цель развития Задачи содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций". -Заказчик Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 г. № 761н); -Профессиональный стандарт педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н); -Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. №1155); -Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся. -«Примерная рабочая программа воспитания», разработанная сотрудниками института стратегии развития образования РАО в рамках государственного задания и одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от «01» июля 2021 №2\21) -Закон Краснодарского края «Об образовании в Краснодарском крае» от 16 июля 2013г. №2770-КЗ в актуальной редакции; - Устав муниципального бюджетного образовательного дошкольного учреждения детского сада комбинированного вида № 18 «Радуга» города Тихорецка муниципального образования Тихорецкий район. Программы 1.Создание условий для динамичного развития образовательной организации, как центра непрерывного образования, разработать стратегические ориентиры образовательной политики и основных направлений развития МБДОУ №18 «Радуга» г. Тихорецка в соответствии с ФГОС ДО. 2. Обеспечение доступности дошкольного образования, равных стартовых возможностей каждому ребенку дошкольного возраста с учетом потребностей и возможностей социума 3.Определение перспективных направлений развития ДОУ, апробация основных проектов реализации программы развития, направленных на удовлетворение образовательных запросов субъектов образовательной деятельности и лиц, заинтересованных в образовании, в соответствии с требованиями законодательства, а также оценка их эффективности на основе выявления лучших практик их реализации Обеспечение качества воспитания и образования в МБДОУ № 18 «Радуга» г. Тихорецка в условиях выполнения требований ФГОС ДО. Создание условий для формирования личности с экологически ориентированным сознанием (единичный проект «Экологическое воспитание. Эколята-дошколята») 4 Совершенствование психолого - педагогических, кадровых, материально-технических и финансовых условий программного обеспечения (единичный проект «Поддержка и развитие кадрового потенциала»). Создание благоприятных условий, обеспечивающих эмоциональный комфорт и социальное благополучие каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями, совершенствование системы здоровьесбережения средствами активного взаимодействия участников образовательных отношений (единичный проект «Здоровый детский сад»); Повышение эффективности воспитательнообразовательного процесса и улучшения качества услуг в МБДОУ №18 «Радуга » г. Тихорецка (единичный проект «Бережливый детский сад»). Перечень единичных 1. Единичный проект «Экологическое воспитание. Эколятадошколята» проектов 2. Единичный проект «Поддержка и развитие кадрового потенциала» 3. Единичный проект «Здоровый детский сад» 4. Единичный проект «Бережливый детский сад» 5. Единичный проект «Помним! Гордимся! Наследуем!» 1-й этап – аналитический (2020- 2021уч.г.) Этапы реализации - разработка документации для успешной реализации программы мероприятий в соответствии с Программой развития; – создание условий (кадровых, материально-технических и т. д.) для успешной реализации мероприятий в соответствии с Программой развития; -начало реализации мероприятий, направленных на создание интегрированной модели развивающего образовательного пространства 2-й этап – прогностический (2021 – 2022 уч. г.): – апробирование модели, обновление содержания, организационных форм, педагогических технологий; – постепенная реализация мероприятий в соответствии с Программой развития; – периодический контроль реализации мероприятий в соответствии с Программой развития; – коррекция мероприятий. 3-й этап – итоговый (2022 - 2023 уч. г.): – реализация мероприятий, направленных на практическое внедрение и распространение полученных результатов; – анализ достижения цели и решения задач, обозначенных в Программе развития. -эффективное использование бюджетных и внебюджетных Объёмы и источники средств; финансирования -спонсорская помощь, привлечение благотворительных программы средств; -участие в конкурсах на получение грантов. Задачи этапов 1 этап: 5 Система организации контроля за выполнением Программы 1.1. Проанализировать результаты реализации Программы за 2017-2020 уч.г. 1.2. Создать временно творческую группу по проектированию Программы на 2020-2023 уч. г 1.3. Систематизировать, разработать нормативно-правовую базу ДОУ, обеспечивающую реализацию Программы. 1.4. Разработать перспективные инновационные направления обеспечения Программы на основании анализа состояния здоровья воспитанников, уровня развития детей и квалификации педагогов, состояния материально - технической и финансовой базы ДОУ на соответствие ФГОС ДО. 2 этап 2.1. Реализация Программы 2.2. Отслеживание промежуточных результатов. 2.3. Организация деятельности управленческой и методической служб по внедрению инновационных технологий по реализации Программы 2.4. Формирование и апробирование инновационной модели образовательного пространства, обеспечивающей новое содержание и качество дошкольного образования. 3 этап 3.1. Анализ реализации Программы развития по всем направлениям. 3.2. Выявление проблем. 3.3. План действий на преодоление проблем и трудностей. Оценка эффективности и совершенствование инновационной модели образовательного пространства, обеспечивающей доступность и новое качество образования. Внедрение, совершенствование и распространение перспективного опыта. Ежегодные отчеты на педагогических советах МБДОУ №18 «Радуга» г. Тихорецка, родительских собраниях и пр. Освещение хода реализации Программы развития (по результатам отчетов) на сайте дошкольного образовательного учреждения, на конференциях и семинарах разного уровня и др. Ежегодные публичные отчеты заведующего МБДОУ №18 «Радуга» г. Тихорецка. 6 РАЗДЕЛ I. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА О ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №18 «Радуга» города Тихорецка муниципального образования район Тихорецкий (далее МБДОУ №18 «Радуга» г.Тихорецка) Юридический адрес дошкольной образовательной организации: 352120, Россия, Краснодарский край, г. Тихорецк, ул.Ляпидевского,16 Особенности месторасположения дошкольной образовательной организации, особенности социума: Учреждение размещено в типовом двухэтажном здании, имеется водопровод, канализация, оснащено верандами и прогулочными постройками для игровой деятельности. Помещение и участок соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству правилам и нормативам работы ДОУ СанПин с 01.01.2021 для детских садов, школ и т.д. (СП 2.4.3648-20), нормам и правилам пожарной безопасности. Территория огорожена забором. В близи находится центральная городская больница, детская поликлиника и другие объекты социального назначения. Характеристика контингента воспитанников: В МБДОУ 15 групп, 297 воспитанников:143 мальчика,154 девочки. Всего семей: 297, из них: 261-полные, 34-неполные; многодетные-39; семьи другой национальности-6. Ребенок инвалид-1. адаптационная группа кратковременного пребывания для детей 1,6 до 3 лет-14 человек группа раннего возраста общеразвивающей направленности №1-19 человек группа раннего возраста общеразвивающей направленности № 2-22 человека младшая группа общеразвивающей направленности №1-26 человек младшая группа общеразвивающей направленности № 2-24 человека средняя группа общеразвивающей направленности № 1-23 человека средняя группа общеразвивающей направленности № 2-26 человек средняя группа общеразвивающей направленности № 3-21 человек старшая группа общеразвивающей направленности № 1-25 человек старшая группа общеразвивающей направленности № 2-25 человек подготовительная к школе группа общеразвивающей направленности № 1 -21 человек подготовительная к школе группа общеразвивающей направленности № 2-22 человека 3 разновозрастные группы компенсирующей направленности для детей с ТНР (воспитанников с ограниченными возможностями здоровья) -30 человек Дошкольное учреждение обеспечено необходимым программно- методическим и учебно-дидактическим материалом для организации образовательного процесса в соответствии с образовательной программой. В каждой возрастной группе имеется своя мини-библиотека, которая содержит в себе дидактические игры, пособия, методическую литературу, художественную литературу для качественной организации различных видов детской деятельности. Весь методический материал систематизирован и распределен в соответствии с требованиями к содержанию и методам воспитания и обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях. 7 В методическом кабинете сосредоточен необходимый информационный материал (нормативно-правовые документы, педагогическая и методическая литература, представлены передовые технологии, материалы педагогического опыта, материалы методической работы ДОУ и т.д.). МБДОУ №18 «Радуга» г.Тихорецка работает по годовому плану, содержание которого выстроено в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования, разработанной с учетом примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. Годовой план дает возможность реализовать два важнейших направления: соответствие содержания воспитательно-образовательного процесса требованиям и тенденциям развития современного общества; соответствие содержания воспитательно-образовательного процесса возрастным требованиям развития дошкольников- кадровые условия Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №18 «Радуга» г. Тихорецка, укомплектован сотрудниками на 100 %. Количество педагогических работников- 32 человека. Профессиональный уровень педагогических кадров (в т.ч. администрации МБДОУ). Высшее образование – 17 человек; Среднее специальное педагогическое –15 человек; Квалификационный уровень педагогических кадров. Высшая квалификационная категория-5 человек 1 квалификационная категория – 9 человек; Соответствие с занимаемой должностью – 6 человек; Педагогический класс – 1 человек. Стаж педагогической работы (в т.ч. администрации ДОУ). до 2 лет - 6 человек; от 2-5 лет - 4 человека; от 5 -10 лет –7 человек; от 10 -15 лет – 3 человека; от 15 – 20 лет – 3 человека; свыше 20 лет – 9 человек. С целью выполнения Инструкций по охране труда проводится контроль и систематические проверки. Регулярно проводятся инструктажи по охране жизни и здоровья, по техники безопасности труда, по правилам пожарной безопасности, внутреннего трудового распорядка, санитарным правилам. Администрация и профсоюзный комитет детского сада контролирует выполнение персоналом должностных инструкций Открытость Программы Программа развития является открытым документом, что предполагает возможность внесения в нее изменений в силу объективных причин, в том числе в связи с изменениями во внешней среде. 8 РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Анализ деятельности дошкольной образовательной организации выполнен в соответствии с требованиями к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, изложенными в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Анализ условий, необходимых для реализации основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования № Требуемые условия (что надо получить?) Имеющиеся условия (что есть в наличии?) Недостающие условия (чего не достает?) Психолого-педагогические условия 1. 1.1 Уважение взрослых к человеческому достоинству формирование поддержка положительной самооценки, уверенности собственных возможностях способностях 1.2 Использование детей, и их в и в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям 1.3 Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития Создание ситуации успеха – важнейший фактор формирования адекватной самооценки дошкольников. Даже незначительные успехи детей играют большую значимость в формировании адекватной самооценки. Задачей педагога является выявление в каждом ребенке, того за что его можно похвалить. Оценка деятельности и поведения ребенка только тогда играет позитивную роль в воспитании, когда оценка результатов деятельности отделена от оценки личности ребенка В ДОУ используются фронтальные, групповые, индивидуальные формы организованного обучения Совместная партнерская деятельность Свободная самостоятельная деятельность детей: развитие способов (средств) действия; познавательной мотивации и увлеченности. Транслируются культурные нормы, в том числе нормы взаимодействия с другими людьми 9 Партнёрские отношения: педагогребенок 1.4 Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности 1.5 Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности 1.6 Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения Навыки культуры общения у детей на примере общения взрослых. Поэтому педагогами в первую очередь используются естественно возникающие ситуации, например, связанные с приходом в группу сотрудников детского сада и их общением. Обращают внимание детей на то, как приветливо, подоброму разговаривают взрослые друг с другом, побуждают их так же общаться между собой Образовательная среда ДОУ составляет систему условий социализации и развития детей, включая пространственно-временные (гибкость и трансформируемость предметного пространства, социальные (формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников образовательного процесса, включая педагогов, детей, родителей, администрацию. Для самостоятельной продуктивной деятельности в группе оборудуются «Уголки творчества», которые созданы по принципу доступности и мобильности. В уголке собраны различные средства художественной деятельности и материалы (краски, мелки, карандаши, палитра, трубочки для раздувания, цветная и тонированная бумага, зубочистки, зубные щетки, и другие средства для нетрадиционной техники художественной деятельности). Все это способствует развитию воображения, уверенности, инициативности в освоении новых художественных способов. План мероприятий по профилактике форм физического и жестокого обращения с детьми МБДОУ №18 «Радуга» г.Тихорецка психического насилия - Доступность и разнообразие видов деятельности, соответствующих возрастным особенностям дошкольников, задачам развития и социализации) условия. Необходимо нацелить родителей на поддержания в ребенке пытливости, любознательности. Это не только позволит вовлечь родителей в образовательный процесс, но и сплачивает семью (многие задания выполняются совместно). 1.7 Защита детей от всех - 1.8 Поддержка - родителей В ДОУ: (законных обеспечена открытость представителей) в дошкольного образования; воспитании детей, - созданы условия для участия охране и укреплении их родителей (законных здоровья, вовлечение представителей) в образовательной семей непосредственно в деятельности; -организована психолого10 образовательную деятельность 2. 2.1 2.2 2.3 2.4 педагогическая поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья(совместные проекты, клубы по интересам, консультационный центр для родителей. Чьи дети не посещают детский сад); - обеспечено вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи; -созданы условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией. Кадровые условия Укомплектованность Заведующий – Корецкая Любовь руководящими Валерьевна работниками Заместитель заведующего по УВР – Петренко Виктория Ивановна Заместитель заведующего по АХРЗаваруева Екатерина Андреевна Укомплектованность Учреждение укомплектовано педагогическими педагогическими кадрами на 99,9 %: работниками 1 старший воспитатель, 2 музыкальных руководителя, 2 педагога – психолога, 3 учителя – логопеда, 22 воспитателя Укомплектованность 2 педагога – психолога, кадрами, имеющими 3учителя – логопеда, соответствующую 6 воспитателей, имеющих квалификацию для специальное коррекционное работы с детьми с ОВЗ и образование детьми-инвалидами Соответствие уровня Квалификация педагогических и квалификации кадров учебно-вспомогательных работников соответствующим соответствует квалификационным квалификационным характеристикам. характеристикам по Должностной состав и количество занимаемой должности и работников, необходимых для профессиональному реализации и обеспечения стандарту педагога реализации Программы, определён ее (воспитателя) целями и задачами, а также 11 1 инструктор по физической культуре особенностями развития детей, соответствует. Обеспечено непрерывное сопровождение педагогическими и учебно-вспомогательными работниками в течение всего времени пребывания детей. Педагогические работники, реализующие Программу, обладают основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей. 2.6 Аттестованность педагогических работников (наличие квалификационной категории или прохождение аттестации на выявление соответствия занимаемой должности) 2.7 Освоение педагогическими работниками дополнительных профессиональных программ в учреждениях, имеющих лицензию на право ведения данного вида образовательной деятельности 20 педагогов Восьмью педагогическими работниками получено дополнительное профессиональное образование по дополнительным профессиональным программам, в учреждениях имеющих лицензию на право ведения данного вида образовательной деятельности - Материально-технические условия Оборудованные и Недостаточное материальноотремонтированные помещения оснащение технической среды ДОУ. интерактивным требованиям, Наличие технической оснащённости оборудованием определяемым для санитарноиспользования ИКТ в обучении детей эпидемиологическими и педагогов. правилами и нормативами Разработана и внедрена система мер 3.2 Соответствие материальнообеспечения безопасности жизни и технической среды деятельности ребенка в здании и на требованиям, территории ДОУ: имеются определяемым первичные средства пожаротушения. правилами пожарной Здание детского сада оборудовано безопасности современной системой противопожарной безопасности с выводом сигнала на пульт "01", обеспечивающей звуковой, речевой, 3. 3.1 Соответствие 12 3.3 Соответствие материальнотехнической среды требованиям к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей, в т.ч. детей с ОВЗ и детей-инвалидов 3.4 Оснащенность помещений соответствии требованиями развивающей предметно- в с световой сигнал извещения о пожаре. Пожарная сигнализация находится в основном здании детского сада и в пристройке к существующему зданию (модуль). Безопасность пребывания воспитанников, родителей и сотрудников обеспечивается также тревожной кнопкой, что позволяет оперативно вызвать наряд охраны в случае чрезвычайной ситуации. Состояние искусственного освещения территории организации оборудовано системами видеонаблюдения и охранного телевидения; прямая связь с органами МВД (ФСБ) организована с использованием кнопки экстренного вызова, телефона АТС. Обеспечение условий безопасности в ДОУ выполняется согласно локальным нормативно-правовым документам. Имеются планы эвакуации. Территория по всему периметру ограждена металлическим забором. Проводится вводный инструктаж с вновь прибывшими сотрудниками, противопожарный инструктаж и инструктаж по мерам электробезопасности. Ежедневно ответственными лицами осуществляется контроль с целью своевременного устранения причин, несущих угрозу жизни и здоровью воспитанников и работников. ДОУ располагает материальной и технической базой, обеспечивающей организацию и проведение всех видов деятельности обучающихся. Материальная и техническая база соответствует действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам, а также техническим и финансовым нормативам, установленным для обслуживания этой базы В ДОУ Развивающая предметнопространственная среда групп и участков ДОУ, обеспечена возможностью общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста), во всей 13 пространственной средой, в т.ч. для организации образовательного процесса детей с ОВЗ и детей-инвалидов 3.5 Материальнотехническое обеспечение образовательной программы программы (учебно-методические комплекты, оборудование, оснащение (предметы), в т.ч. для работы с детьми с ОВЗ и детей-инвалидов группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Учреждение располагает учебно- Планируется методической литературой для приобретение новых реализации основной комплексной учебно-методических программы «От рождения до школы». комплектов. В методическом кабинете сосредоточен необходимый информационный материал (нормативно-правовые документы, педагогическая и методическая литература, представлены передовые технологии, материалы педагогического опыта, материалы методической работы ДОУ и т.д.). Методический кабинет и группы постоянно пополняются периодической, методической и художественной литературой. Подбор литературы, сведений о самообразовании педагогов и обобщение передового педагогического опыта в методическом кабинете систематизированы и упорядочены Финансовые условия 4. Бюджет ДОУ представляет собой 4.1 Обеспечение реализации обязательной части совокупность муниципальных основной средств, краевых средств, образовательной внебюджетных средств программы 4.2 Обеспечение реализации части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса, учитывая вариативность индивидуальных траекторий развития детей, в т.ч. в части коррекционной работы Развивающая предметно-пространственная среда 5. среды Образовательная среда создана с 5.1 Соответствие возрастным учетом возрастных возможностей возможностям детей и детей, индивидуальных особенностей 14 содержанию Программы, индивидуальным особенностям (в т.ч. детей с ОВЗ и детейинвалидов) 5.2 Трансформируемость пространства воспитанников и конструируется таким образом, чтобы в течение дня каждый ребенок мог найти для себя увлекательное занятие. В каждой возрастной группе созданы хорошие условия для самостоятельной, художественной, творческой, театрализованной, двигательной деятельности, оборудованы «уголки», в которых размещен познавательный и игровой материал в соответствии с возрастом детей. Мебель, игровое оборудование приобретено с учетом санитарных и психолого-педагогических требований. Это позволяет детям организовывать разные игры в соответствии со своими интересами и замыслами, а также найти удобное, комфортное и безопасное место в зависимости от своего эмоционального состояния. При этом обеспечивается доступность ко всему содержанию развивающей среды, предоставляется детям возможность самостоятельно менять среду своих игр и увлечений. Среда своевременно изменяется (обновляется) с учетом программы, усложняющегося уровня умений детей и их половых различий. Имеется музыкальный зал, в нем находится необходимое оборудование для совместной деятельности с детьми: пианино, магнитофон, музыкальный центр, набор детских музыкальных инструментов, музыкальные игрушки, портреты композиторов, фонотека, дидактические музыкальные игры, пошиты новые костюмы для детей и для взрослых. Для физкультурных занятий имеется отдельный спортивный зал, в котором находится все самое необходимое: гимнастическая лестница, маты, тренажеры, мячи разных размеров, мешочки с песком для метания, гимнастические палки, скакалки, дорожки для профилактики плоскостопия, скамейки и т.д. Развивающая предметнопространственная среда в 15 (возможность изменений предметнопространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей), в т.ч. для работы с детьми с ОВЗ и детьмиинвалидами 5.3 Полифункциональность материалов 5.4 Вариативность среды, в т.ч. ее ориентированность на детей с ОВЗ и детейинвалидов учреждении содержательнонасыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна. Группы постепенно пополняются современным игровым оборудованием, современными информационными стендами. В ДОУ развивающая предметнопространственная среда в группах компенсирующей направленности, обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, коррекционную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции. В процессе взросления ребенка все компоненты (игрушки, оборудование, мебель и пр. материалы) развивающей предметнопространственной среды меняются, обновляются и пополняются. 5.5 Доступность среды, в Для мобильности пространства т.ч. детям с ОВЗ и детям- РППС используется разделение на инвалидам зоны при помощи различных элементов. Используются некрупные передвижные ширмы или стенки, различное игровое оборудование, символы и знаки для зонирования и пр. При этом сохраняется возможность полноценной двигательной активности детей. В то же время педагогами ДОУ учитывается возможность изменения структуры зонирования РППС для возникающих образовательных задач: организация детской импровизированной самостоятельной игры, проведение различных тематических, коррекционноразвивающих занятий и пр. Все игры и игрушки размещены так, чтобы воспитанники при необходимости могли легко взять необходимое и также легко убрать все на место после завершения игры Безопасность предметно5.6 Безопасность предметнопространственной среды 16 пространственной соответствует всем ее требованиям по среды, в т.ч. для детей с обеспечению надежности и ОВЗ и детей-инвалидов безопасности их использования. В группах ДОУ создана оптимально насыщенная многофункциональная среда, предоставляющая возможность для организации различных видов игр с детьми, а также для моделирования игровой среды в соответствии с игровой ситуацией. Игрушки подобраны с учетом возраста, пола, интересов детей, имеют высокий художественный уровень, отражают гуманистические ценности и идеалы. При наполнении развивающей среды используются как традиционные, так и современные игрушки и материалы. Таким образом, в дошкольной образовательной организации созданы достаточные ресурсы для реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Вместе с тем анализ показал, что необходимо продолжить работу по созданию и модернизации всех видов ресурсов, необходимых для повышения эффективности деятельности дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. 17 РАЗДЕЛ III. КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ Особенностью настоящей программы развития является то, что она направлена на реализацию идей Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в условиях конкретной дошкольной образовательной организации. Основные принципы дошкольного образования: 1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; 2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее индивидуализация дошкольного образования); 3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; 5) сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьей; 6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; 7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; 8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); 9) учет этнокультурной ситуации развития детей. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на достижение следующих целей: 1) повышение социального статуса дошкольного образования; 2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования; 3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения; 4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение следующих задач: 1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; 2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, 18 языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); 3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования); 4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; 5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; 6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности; 7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей, в т.ч. детей с ОВЗ; 8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей, в т.ч. детей с ОВЗ; 9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. В условиях реализации ФГОС дошкольного образования миссия дошкольной образовательной организации МБДОУ №18 «Радуга г. Тихорецка» определена как согласованное видение администрации, педагогов, воспитанников, их родителей (законных представителей), властных структур дальнейшего развития дошкольной образовательной организации. В соответствии с заданной миссией цель деятельности МБДОУ №18 «Радуга» г.Тихорецка обусловлена требованиям ФГОС ДО к структуре и содержанию дошкольного образования и повышением важности таких задач воспитания, как формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе" (из Концепции модернизации российского образования Актуальность разработки программы развития обусловлена модернизацией системы образования Российской Федерации, а именно выход новых нормативных документов, диктующих основные положения и нормы функционирования современного детского сада. 19 Ключевая идея развития детского сада ориентирует коллектив на создание качественного образовательного пространства, способствующего развитию и саморазвитию всех участников педагогического процесса: педагогов, воспитанников и их родителей (законных представителей). Для достижения названной цели требуется создание комплекса условий в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования. Существенные изменения в системе образования требуют изменений в квалификационном уровне педагогов. Современный педагог должен обладать многими качествами: компетентность, творчество, гуманность, нравственность, обладать точными знаниями современных педагогических технологий и умело их применять в своей работе. Кроме того, в настоящее время одним из наиболее перспективных направлений в системе дошкольного образования является поиск путей, обеспечивающих интеграцию образовательного процесса, ориентированного на развитие личности и предусматривающего в своей основе лично-ориентированную модель образования. В этой связи перед работниками детского сада встала задача создания единой системы образовательно-оздоровительного процесса, построенной на интегративной основе. Должны быть разработаны не только принципы целостного подхода к содержанию образования и оздоровления, но и личностно-ориентированной организации педагогического процесса, направленного на оздоровление и развитие ребенка с проблемами в здоровье. Ведущими ценностями при разработке концепции для нас стали: ценность здоровья, ценность развития, ценность детства и ценность сотрудничества, которые, с одной стороны, выражают приоритеты современной гуманистической педагогики, с другой стороны, выступают содержанием ценностного освоения мира ребенком. Миссия дошкольного учреждения. Обеспечение условий для проживания дошкольного детства, как самоценного периода жизни через реализацию специально организованного образовательного процесса с детьми, направленного на развитие и воспитание личности ребёнка, и социальный заказ государства и семей. Базовые ценности: -Ребёнок как уникальная развивающая личность, его здоровье, интересы, потребности, духовные и нравственные качества. -Педагог как личность, носитель образования. -Уважение и доверие к нему, предоставление возможности проявить инициативу, самостоятельность, забота о его социальном благополучии. -Командная и творческая работа как основа достижения успеха. -Культура организации как культура взаимоотношений с родителями воспитанников и социумом. -Семья как основная среда личностного развития ребёнка, ориентация на ее образовательные потребности и запросы, содружество с ней. Модель педагога детского сада (как желаемый результат): 1.Профессионализм педагога: • имеет необходимую педагогическую и психологическую подготовку; 20 • свободно ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях обучения, воспитания и здоровьесбережения; • владеет умением планировать и оценивать развитие детей своей группы; • умело использует элементарные средства обследования и коррекции индивидуальных особенностей детей при реализации дифференцированного подхода; • владеет педагогической техникой; • проявляет творчество и интерес к педагогической деятельности; • умеет работать с техническими средствами обучения, ИКТ; • стимулирует активность детей на занятиях. 2. Проявление организационно-методических умений: • использует в работе новаторские методики; • включает родителей в деятельность, направленную на создание условий, способствующих развитию, оздоровлению и воспитанию их детей; • владеет навыками анализа, прогнозирования и планирования своей деятельности. 3. Личностные качества педагога: • имеет четко выработанную жизненную позицию, не противоречащую моральным нормам общества; • обладает развитой эмпатией: эмоциональной отзывчивостью на переживание ребенка, чуткостью, доброжелательностью, заботливостью; тактичностью; • владеет педагогическим тактом, умеет сохранять личностное достоинство, не ущемляя самолюбие детей, их родителей, коллег по работе; • обладает рефлексивными умениями: умением размышлять над причинами успехов и неудач, ошибок и затруднений в воспитании и обучении детей. Эталонная модель выпускника дошкольного учреждения (как желаемый результат). Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка формирование базовой культуры его личности. Это позволит ему успешно овладеть видами деятельности и областями знаний на других ступенях образования. Модель разработана для детей в возрасте 7 лет, поступающих в школу. Таким образом, выпускник детского сада должен владеть следующими характеристиками: хорошим здоровьем, коммуникативной, физической, духовно-нравственной и интеллектуальной компетентностями, креативностью, любознательностью; инициативностью и самостоятельностью, произвольностью, умением управлять своим поведением. Таким образом, обе модели педагога и ребенка-выпускника отражают приоритеты в развитии ДОУ, основные характеристики желаемого будущего. Модель будущего дошкольного образовательного учреждения (желаемый результат). Перспектива новой модели учреждения, которая видится в результате реализации программы развития, предполагает: • эффективную реализацию программы развития, воспитания и укрепления здоровья детей раннего и дошкольного возраста; • совершенствование модели воспитательно-образовательного процесса, обеспечивающей всестороннее развитие детей, формирование у них духовнонравственных качеств; 21 • обеспечение целостности, единства духовно-нравственного пространства в содержательном и организационном планах; • обеспечение преемственности дошкольного образования и начальной ступени школьного образования; • личностно-ориентированную систему образования и коррекционной помощи, характеризующуюся мобильностью, гибкостью, вариативностью, индивидуализированностью подходов; • расширение участия коллектива, родительского актива в принятии и реализации правовых и управленческих решений относительно деятельности учреждения; • принципиально новую предметно-пространственную развивающую образовательную среду, в которой бы сами предметы, материалы, игрушки и пособия содержали бы элементы «обучения и развития» - возможность самостоятельного поведения; • высокую конкурентоспособность образовательного учреждения путем включения в педагогический процесс новых форм дошкольного образования. Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественноэстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям. Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая: 1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; 2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей; 3) способствует профессиональному развитию педагогических работников; 4) создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования; 5) обеспечивает открытость дошкольного образования; 6) создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности. Созданные в процессе реализации программы условия будут способствовать достижению цели деятельности дошкольной образовательной организации МБДОУ №18 «Радуга» г. Тихорецка. РАЗДЕЛ IV. ПРОГРАММНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ Программные мероприятия, направленные на достижение цели программы развития, предопределены требованиями к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования. 22 В связи с этим данный раздел Программы представлен как совокупность единичных проектов: 1. Единичный проект «Экологическое воспитание. Эколята-дошколята» 2. Единичный проект «Поддержка и развитие кадрового потенциала» 3. Единичный проект «Здоровый детский сад» 4. Единичный проект «Бережливый детский сад» 5. Единичный проект «Помним! Гордимся! Наследуем!» Названия единичных проектов в каждом подразделе обусловлены перечнем групп условий ФГОС дошкольного образования. Единичный проект «Экологическое воспитание. Эколята-дошколята» Образовательные области: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие Проблема: низкая экологическая грамотность дошкольников и их родителей (законных представителей). Актуальность и анализ проблемы: одна из важнейших задач современного дошкольного образовательного учреждения - вооружение дошкольников навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, т.е. воспитание экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Замысел решения проблемы: использование активных методов обучения, грамотное сопровождение детской проектной деятельности, развитие творческих способностей дошкольников, поиск новых форм воспитания позволит детям реализовать свои познавательные способности, обогатить словарь, развить коммуникативные умения, интерес и активность. Реализация этой идеи требует создания определённой системы работы по экологическому воспитанию. Цель проекта: создание комплекса условий для формирования экологического мировоззрения и развития опыта экологически ориентированной деятельности у детей дошкольного возраста, формирование предпосылок исследовательской деятельности. Задачи проекта: - создание максимально благоприятных условий раннего интеллектуального, эмоционального и культурного развития детей; - формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребёнка- дошкольника; - развитие личностно – значимого отношения к познанию природы, - воспитание культуры поведения воспитанников в окружающей природной среде; - формирование и развитие исследовательского поведения дошкольников как средства развития способностей и навыков к учебной деятельности; - воспитание у дошкольников любви к родному краю и природе путем сочетания разнообразных форм работы в Кубанском уголке; 23 - воспитание ценностного отношения у дошкольников к собственному труду, труду других людей и его результатам; - создание условий для культурного роста и удовлетворения познавательных интересов родителей в их совместной деятельности с детьми и педагогами; - повышение профессионального мастерства педагогов по экологическому образованию. План реализации единичного проекта: № Наименование мероприятия Критерии результата 1 Разработка и создание маршрутов экологических троп на территории ДОУ 2 Обновление и пополнение Кубанского казачьего подворья 3 Разработка регионального компонента воспитательно – образовательной работы 4 Разработка и внедрение программ, авторских дидактических игр, пособий, направленных на формирование экологического сознания дошкольников, экологически ориентированного поведения и деятельности в природной среде, гуманного, экологически правильного отношения к ней Организация воспитательно – образовательной Реализация работы по воспитанию у дошкольников любви подпроекта «Мой к родному краю, его традициям и культуре край-моя малая Родина» Участие во Всероссийских экологических Публикация акциях результатов участия в СМИ Проведение Квест-игры «Эколята-дошколята - Положительная на страже защиты планеты.» оценка Семинар-практикум для педагогов педагогической общественности о результатах деятельности Внесение разработанной системы работы в Положительное муниципальный банк передового решение педагогического опыта п/п 5 6 7 8 24 оценки Финансовое и материальнотехническое обеспечение Разработка модели Средства макета, создание краевого центров бюджета экологического просвещения на территории ДОУ Карта Без наполненности финансирования, Кубанского хуторка. реквизиты для Кубанского уголка Положительная Без мотивация детей, финансирования создание видеотеки организации туристических мероприятий Создание банка Без педагогического и финансирования методического сопровождения проекта Без финансирования Без финансирования Без финансирования Без финансирования муниципального экспертного совета Ожидаемый результат: созданы условия для формирования экологического мировоззрения и развития опыта экологически ориентированной деятельности у детей дошкольного возраста. Руководитель проектной группы: Цыбульская Е.А., старший воспитатель МБДОУ № 18 «Радуга» г.Тихорецка Орган, осуществляющий контроль реализации проекта: педагогический совет Периодичность контроля: 1 раз в год. Единичный проект «Поддержка и развитие кадрового потенциала» Цель проекта: Создание условий для обеспечения профессионального развития педагогов и формирования творчески работающего коллектива педагоговединомышленников. Задачи: 1. Разработать системный подход к организации непрерывного образования и повышения квалификации педагогов. 2. Повысить мотивацию педагогов для участия в конкурсном движении. 3. Активизировать творческий потенциал педагогов по обобщению передового педагогического опыта и его распространения. Мероприятия Сроки Ответственные реализации за реализацию начало окончани е Аналитический этап Мониторинг состояния январь август кадровой обстановки в Заведующий учреждении Разработка плана по сентябрь май повышению профессиональной Заместитель компетентности заведующего педагогического и по УВР обслуживающего персонала ДОУ Прогностический этап Разработка кадровой в политики (создание течение системы подбора, учебног Заведующий повышения квалификации о года кадров, создание системы мотивации). Совершенствование январь сентябрь системы оплаты труда в части выполнения дополнительных обязанностей, Заведующий стимулирования повышения профессионального мастерства 25 Исполнители /cоисполнители Кадровая служба Старший воспитатель Совершенствование системы оплаты сотрудников МБДОУ (непедагогических работников). Реализация плана мотивирования и стимулирования инновационной деятельности и стремления к повышению своей квалификации. Проведение работы по сплочению педагогического коллектива, формирование умений вырабатывать групповую стратегию деятельности в режиме тренингов Организация межведомственного взаимодействия, создание системы социального партнерства с учреждениями образования, культуры, здравоохранения и спорта. январь сентябрь Заведующий сентябрь май Заместитель заведующего по УВР сентябрь май Заведующий, заместитель заведующего по УВР Старший воспитатель, педагог-психолог Заместитель заведующего по УВР Старший воспитатель, воспитатели групп сентябрь май Итоговый этап сентябрь май Определении перспективных направлений деятельности МБДОУ по повышению профессионального уровня сотрудников ДОУ. Выявление, обобщение и В транслирование передового течении педагогического опыта на года разных уровнях через конкурсы профессионального мастерства, участие в конференциях, публикации в СМИ. Заместитель заведующего по УВР Старший воспитатель Заместитель заведующего по УВР Старший воспитатель Механизм реализации. 1. Анализ уровня профессиональной деятельности педагогов. Разработка диагностических карт профессионального мастерства и определение личных потребностей сотрудников в обучении. Разработка индивидуальных программ личностного развития педагогов. Для изучения уровня профессиональной деятельности педагогов будет использоваться комплексная оценка качества профессиональной деятельности 26 педагогов, предусматривающая ряд составляющих: соответствующие методы; составные части и этапы оценки; характер их связей между собой и со всей деятельностью. Использование модели комплексной оценки помогает педагогу выявить имеющиеся проблемы, стимулирует его повышать качество собственной профессиональной деятельности и уровень профессионализма. Комплекс корректирующих действий и мероприятий по результатам оценки качества профессиональной деятельности педагогов позволяет получить конечный результат, ради которого разработана данная модель (достижение, поддержание и повышение качества профессиональной деятельности педагогов, удовлетворение потребностей и ожиданий участников образовательного процесса). 2. Обучение педагогов современным технологиям взаимодействия со взрослыми и детьми Реализация этого направления будет осуществляться в рамках постоянно действующего Образовательного салона и Педагогической гостиной. 3. Организация работы по профессиональному становлению молодых специалистов. Организация работы с начинающими, молодыми специалистами, которые придут на замену ушедшим на пенсию, весьма актуальна в нашем ДОО. Необходимо учитывать также тот факт, что период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. И здесь немаловажное значение имеет формирование наставничества, которое позволяет: освоить приемы, направленные на сплочение педагогического коллектива и передачу педагогического опыта от одного поколения другому; отработать усвоенные содержание и методы педагогического сопровождения развития детей, взаимодействия родителей и педагогов ДОУ на практике. Работа с молодыми специалистами будет строиться с учетом трех аспектов их деятельности: «Старший воспитатель – молодой специалист» – создание условий для легкой адаптации молодого специалиста в работе, обеспечение его необходимыми знаниями, умениями, навыками; «Молодой специалист – ребенок и его родитель» – формирование авторитета педагога, уважения, интереса к нему у детей и их родителей; «Молодой специалист – коллега» – оказание всемерной поддержки со стороны коллег. Основными формами работы с педагогами по повышению их профессиональной компетентности являются «Педагогическая гостиная» и «Образовательный салон», в рамках которых будут проводиться семинары, семинары-практикумы, консультации, деловые игры, мозговые штурмы, тренинги и т.д. 27 Ожидаемый результат: Высококвалифицированный стабильный работающий коллектив. Полная укомплектованность учреждения кадрами. Руководитель проектной группы: Петренко В.И., заместитель заведующего по учебно – воспитательной работе МБДОУ № 18 «Радуга» г.Тихорецка Орган, осуществляющий контроль реализации проекта: общее собрание трудового коллектива. Периодичность контроля: 1 раз в год. Единичный проект № 3. «Здоровый детский сад» Цель: Совершенствование здоровьесберегающих и здоровьеформирующей среды в ДОУ, повышение уровня знаний и практических умений педагогов и родителей в области оздоровления ребенка и обеспечения его физического развития Мероприятия Сроки Ответственные реализации за реализацию начало окончани е Аналитический этап (2020-2021) Мониторинг качества сентябрь июнь здоровьесберегающей и Заведующий здоровьеформирующей деятельности Создание условий для В осуществления в детском течении саду работы по года профилактике заболеваний, Заведующий пропаганде здорового образа жизни среди населения города. Прогностический этап (2021-2022) Внедрение в практику Сентябр Май 2022 работы индивидуальных ь 2021 маршрутов здоровья детей Заведующий раннего и дошкольного возраста Организация Сентябр Май 2022 распространения ь 2021 положительного опыта здоровьесберегающей и здоровьеформирующей Заведующий деятельности учреждения и семей воспитанников в процессе работы консультационного пункта детского сада Разработка и реализация Сентябр Май 2022 системы работы по ь 2021 профилактике Заведующий возникновения у воспитанников вредных привычек, формирования у 28 Исполнители /cоисполнители Заместитель заведующего по УВР, старший воспитатель Заместитель заведующего по УВР, старший воспитатель, врач-педиатр Заместитель заведующего по УВР, старший воспитатель, врач-педиатр Заместитель заведующего по УВР, старший воспитатель, воспитатели Заместитель заведующего по УВР, старший воспитатель, врач-педиатр них культуры здоровья. Организация межведомственного взаимодействия в этом направлении Реализация системы мероприятий, направленных на укрепление здоровья, снижения заболеваемости сотрудников МБДОУ Комплексная оценка эффективности здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности ДОУ. Транслирование опыта работы дошкольного учреждения в вопросах приобщения детей и взрослых к культуре здоровья через систематический выпуск буклетов и информационных листовок и распространение их среди заинтересованного населения Мониторинг эффективности работы МБДОУ по профилактике заболеваний Сентябр ь 2021 Май 2022 Заведующий Итоговый этап (2022-2023 гг) январь май Заместитель заведующего по УВР, старший воспитатель, врач-педиатр Заведующий Заместитель заведующего по УВР, старший воспитатель, врач-педиатр Заведующий Заместитель заведующего по УВР, старший воспитатель, врач-педиатр Заведующий Заместитель заведующего по УВР, старший воспитатель, врач-педиатр В течении года В течении года Ожидаемый результат: Создание условий для оздоровления детей. Формирование культуры здорового образа жизни у воспитанников, сотрудников ДОУ, родительской общественности. Руководитель проектной группы: Петренко В.И., заместитель заведующего по учебно – воспитательной работе МБДОУ № 18 «Радуга» г. Тихорецка Орган, осуществляющий контроль реализации проекта: общее собрание трудового коллектива Периодичность контроля: 1 раз в год. Единичный проект «Бережливый детский сад» Проблема: Нерациональное использование времени и ресурсов 29 Замысел решения проблемы: создание системы внедрения технологий бережливого производства в ДОО. Цель: Повышение эффективности и улучшение качества услуг в ДОО посредством реализации принципов бережливости Задачи: 1. Повысить безопасность детей, родителей и сотрудников путем применения визуализации 2.Повысить информированность родителей через создание системы сетевого взаимодействия 3. Разработать стандарт рабочих мест, ежедневных операций детей и сотрудников План реализации проекта: 1. Блок «Визуализация» В данном направлении предполагается: 1. Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды групп ДОО, которая включает: - организацию рабочих мест детей, - образовательный аспект (использование мнемотаблиц, картотечной системы занятий), - безопасность. 2. Организация рабочих мест сотрудников путем стандартизации ежедневных операций. 3. Создание системы опорных сигналов и навигаторов для свободной ориентации в помещении детского сада. 2. Блок «Детский сад на связи» Данное направление предполагает использование социальных сетей, с целью повышения информированности родителей и педагогов. Хранение, обработка, получение, передача, анализ информации, уменьшение бумажного потока посредством компьютерных сетей, предоставляет возможность ускорения процесса управленческой деятельности и, в целом, повышения её эффективности. Современные формы общения вносят коррективы и в привычную атмосферу педагогической деятельности. Несомненным помощником в этом методическом вопросе становится групповое общение в сетевом чате. 3. Блок «Организация рабочих мест по системе «5С» «5С» – система организации и рационализации рабочего пространства, обеспечивающая эффективное и безопасное выполнение работ. Принципы системы «5С» № 1 Название Сортировка 2 Соблюдение порядка Действия Убрать ненужные вещи с рабочего места (оставить только то, что необходимо и в том количестве, сколько необходимо) Положить каждый предмет туда, где он используется (все находится на своих 30 Ключевая фраза «Если сомневаешься, выбрасывай!» «Свое место для каждой вещи, и каждая вещь на своем месте» 3 Содержание в чистоте 4 Стандартизация 5 Совершенствование местах, в чистоте и готовности к применению) Убирать и исключать причину загрязнения (регулярная проверка рабочего места для поддержания порядка) Создать инструкцию и стандарт того, каким должно быть изделие (инструкция включает пошаговое описание действий и методы выполнения работ) Поддержание порядка с помощью того, что проведение 5с станет постоянным, второй натурой (сохранение достижений и постоянный поиск улучшений) «Лучшая уборка, когда не нужно убираться, не создавай грязь» «Смотри и знай, что должно быть сделано» «Чем меньше самодисциплины вам нужны, тем лучше» Ожидаемый результат: Создание условий для повышения эффективности и улучшения качества услуг в ДОО посредством реализации принципов бережливости. Руководитель проектной группы: Цыбульская Е.А., старший воспитатель МБДОУ №18 «Радуга» г. Тихорецка Орган, осуществляющий контроль реализации проекта: общее собрание трудового коллектива Периодичность контроля: 1 раз в год. Единичный проект «Помним! Гордимся! Наследуем!» Цель проекта: формирование у воспитанников гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции для успешной их социализации посредством вовлечения всех участников образовательного процесса в активную деятельность по патриотическому воспитанию. Задачи проекта: развивать патриотические чувства и сознание воспитанников ДОУ; Направления деятельности: - историко-краеведческое -духовно- нравственное -гражданско-патриотическое - героико-патриотическое Название этапа Цели и задачи 31 I этап Подготовительны й Сентябрьоктябрь 2021г. Цель: подготовка условий создания программы патриотического воспитания. Задачи: 1. Изучить нормативную базу, подзаконные акты. 2. Разработать, обсудить проект по гражданско-патриотическому воспитанию. 3. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации проекта. 4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям проекта. Цель: реализация проекта по патриотическому воспитанию. II этап Внедрение Задачи: Ноябрь (2021) - 1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и апрель 2022г. методы воспитательного воздействия. 2. Обогащать содержание патриотического воспитания. 3. Разработать методические рекомендации по патриотическому воспитанию. 4. Расширять и укреплять связи и отношения школы с учреждениями дополнительного образования, культуры и социумом. 5. Вовлекать в систему патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности. 6. Проводить мониторинг реализации программы. Цель: анализ итогов реализации проекта. III этап Отслеживание и Задачи: анализ 1. Обобщить результаты работы. результатов 2. Провести коррекцию затруднений в реализации проекта. Май 2023г. 3. Спланировать работу на следующий период. Ожидаемые результаты проекта. Реализация проекта будет способствовать: повышению ценностного отношения воспитанников к проблемам патриотического развития; совершенствованию действующей системы работы ДОУ по патриотическому воспитанию подрастающего поколения; использованию эффективных форм патриотического воспитания. Ожидаемые результаты проекта, их социальная и воспитательная значимость В результате реализации проекта ожидается: - обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания; - вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности; - повышение интереса к изучению материалов о Великой Отечественной войне; - приобщение воспитанников к боевым и трудовым традициям народа; -вовлечение воспитанников в активную поисковую, научно-исследовательскую, творческую деятельность; - в познавательной сфере: развитие творческих способностей воспитанников; - в историко- краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений; - в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства; 32 - в духовно-нравственной сфере: осознание воспитанниками высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности. Мероприятия по реализации № Мероприятие Название Срок Организация педагогической работы 1 Методическая разработка по вопросам «Патриотическое патриотического воспитания воспитание» Сентябрь 2021 2 Оформление патриотического уголка Февраль 2021 3 Разработка цикла занятий патриотическому воспитанию 4 Оформление страницы в сети интернет 5 Оформление тематической выставки ко «Герои советского союза» Декабрь 2022 год Дню Героев 6 Изучение истории государственных символов 7 Создание юнармейских отрядов страны «Рода войск» по Как воспитать патриота 2022-2023 уч. год своей страны… «Живи и помни» Январь-март 2023 уч.год и Оформление в каждой Июнь. День России. группе символики России и Краснодарского края Приобретение формы, В течении года работа по отдельному плану Работа с воспитанниками 1 Фотоконкурс 2 Посещение музея 3 Акция (социальная реклама) ко Дню «Мы помним Неизвестного Солдата твой…» 4 Проведение недели истории России 5 Исследовательская воспитанников ДОУ 8 Уроки мужества Изучение имен героев, Май чьим именем названы школы Тихорецкого района 9 Акция «Письмо на фронт» 10 Акция направления. 2022- «Мой родной край» историко-краеведческого - Октябрь Декабрь подвиг Декабрь - Январь деятельность «История моей школы» Февраль, май (для будущих первоклассников) «Дети войны» «Судьба нашего земляка» Апрель военно-патриотического «Этот день в истории Май войны» 11 Акция «Георгиевская ленточка» «Вечная память» Апрель 12 Акция милосердия «Ветеран живёт рядом» Апрель-май Работа с родителями 33 1 2. Родительские собрания патриотическому воспитанию по В течение года Оказание помощи детям в подготовке презентации, выступлений поделки проекты, В течение года Руководитель проектной группы: Петренко В.И., заместитель заведующего по учебно – воспитательной работе МБДОУ № 18 «Радуга» г. Тихорецка Орган, осуществляющий контроль реализации проекта: педагогический совет ДОУ Периодичность контроля: 1 раз в год. РАЗДЕЛ V. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ 1.Ожидаемые результаты. - Выполнение требований ФГОС в содержании воспитательно- образовательной деятельности; - Повышение творческого потенциала детей, готовность к обучению в новых условиях начальной школы. - Реализация образовательных запросов родительской общественности. Повышение уровня информационной культуры просвещенности в области цифровых технологий всех участников педпроцесса. - Непрерывность совершенствования мастерства и образования педагогических кадров. - Улучшение материально – технических и медико – социальных условий ДОУ. - Реализация инновационных технологий - Информатизация процесса образования 34 - Обеспечение конкурентности МБДОУ №18 «Радуга» г.Тихорецка на рынке образовательных услуг. 2. Критерии результативности. Определены: - Уровнем успешности прохождения подготовленности к школе воспитанников по сравнению с предшествующими годами. - Уровнем сбережения здоровья воспитанников и педагогических работников. - Субъективной удовлетворенностью участников образовательного процесса его результативностью и условиями. - Соответствием образовательного процесса ФГОС его организации и ведения. Соответствие содержания образования консолидированному заказу на оказание образовательных услуг. Обеспечиваются за счет: - Доступности и равенства образовательного старта вне зависимости от социальных факторов и психофизиологических особенностей развития детей. - Создания системы непрерывности образовательного процесса от дошкольного образования до начального профессионального образования. - Форм и методов ведения образовательного процесса, ориентированных на личностные потребности воспитанников. - Внедрения в образовательный процесс развивающих педагогических технологий; - Создания системы поиска и поддержки талантливых детей по всем направлениям реализации их талантов. - Соблюдения стандартных условий безопасности развивающей среды. - Обеспеченности в соответствии с потребностями профессиональными кадрами. - Управления, ориентированного на результат и основанного на прогнозировании, проектировании и программировании. Система организации контроля за выполнением Программы. Постоянный контроль за выполнением Программы осуществляют: -Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, -Управление образования администрации муниципального образования Тихорецкий район, - Администрация МБДОУ №18 «Радуга» г. Тихорецка; - Педагогический совет Учреждения. Виды контроля: фронтальный, тематический, итоговый, сравнительный, предупредительный, оперативный. Формы контроля: прямой (непосредственный), взаимоконтроль, самоконтроль, инспектирование. Методы прямого контроля: наблюдение и анализ педагогического процесса; анализ продуктов детской деятельности; изучение и анализ документации воспитателей и специалистов; изучение и анализ методического оснащения; анкетирование и тестирование воспитателей, родителей, детей; итоговые занятия; беседы. 35 Методы взаимоконтроля: оценка состояния оснащения групп, оформления образовательного пространства и т.д., наставничество, становление молодого специалиста. Методы самоконтроля: отчет работника; обобщение опыта работы; оценка новых технологий; изучение документации педагога; привлечение педагога к организации различных форм методической работы, к проведению планового контроля в ДОУ. Методы инспектирования: проведение проверок, наблюдений, обследований; изучение последствий принятых управленческих решений; изучение результатов педагогической деятельности. Содержание контрольно-аналитической деятельности фиксируется в годовом плане работы ДОУ. Способом информирования общественности являются информационные стенды и сайт ДОУ. РАЗДЕЛ VI. ИННОВАЦИОННЫЕ РИСКИ В процессе реализации программы развития могут возникнуть риски, связанные в первую очередь с частичным затруднением или невозможностью создания тех иных условий для реализации образовательной программы дошкольного образования. Риск ДОУ снижения Риски Способы их предотвращения конкурентоспособности повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ; использование инновационных технологий; укрепление и расширение информационного обмена и взаимодействия с научными, образовательными, культурными учреждениями и организациями; более полное удовлетворение запросов родителей воспитанников на реализацию дополнительных образовательных программ и услуг; обеспечение безопасности и здоровьесбережения в ДОУ. Риск снижения бюджетного финансирования эффективное использование внутренних ресурсов ДОУ; (Финансово-экономические риски) стимулирование энергосберегающих технологий; организация платных образовательных услуг поиск внешних источников финансирования (спонсоров, партнеров); Риск возникновения пробелов в нормативно- разъяснение идей Программы развития ДОУ; правовом регулировании деятельности ДОУ повышение профессиональной компетентности (Нормативно-правовые риски) административных и педагогических кадров; Риск неготовности управленческих кадров к организация мониторинга; научно-методическое, деятельности в новых условиях информационное и экспертноаналитическое (Организационно-управленческие риски) сопровождение. Риск отсутствия поддержки идей Программы со стороны субъектов образовательного процесса (Социальные риски) 36 Риск снижения кадрового потенциала ДОУ совершенствование кадровой политики ДОУ, создание благоприятных условий для роста профессионального мастерства, компетентности и творческой самореализации каждого работника; совершенствование системы моральнопсихологического стимулирования персонала; создание эффективной системы адаптации молодых педагогов; обеспечение благоприятного социальнопсихологического климата в коллективе. Общая оценка актуальности, реалистичности и рисков реализации программы развития Данная концепция развития МБДОУ №18 «Радуга» г.Тихоецка перспективна, но может быть успешно реализована лишь при условии: - профессионального управления процессом развития дошкольного учреждения; - оказания помощи органами управления образования; - включенности семей воспитанников в организацию воспитательнообразовательного процесса. РАЗДЕЛ VII. УПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММОЙ РАЗВИТИЯ Общее управление реализацией Программы осуществляется заведующим ДОУ, заместителем заведующего по УВР, заместителем заведующего по АХР, старшим воспитателем. Управление реализаций Программы предполагается через: - разработку локальных нормативных актов, подготовку приказов, проведение педсоветов, совещаний; - координацию деятельности исполнителей в ходе работы координационного совета дошкольной образовательной организации; - разработку и реализацию ежегодных планов работы дошкольной образовательной организации; - текущий контроль за выполнением программных мероприятий; - проведение процедур самообследования и внутренней оценки качества образования; - подведение промежуточных итогов реализации программы на педагогических советах. Схема управления ДОУ: Совет учреждения Общее собрание трудового коллектива Педагогический совет Делопроизводитель Заместитель заведующего по УВР Учредитель Заведующий Родительский комитет Профсоюз работников Инспектор по кадрам Заместитель заведующего по АХР 37 Старший воспитатель Специалисты Обслуживающий персонал Воспитатели Младшие воспитатели - педагог – психолог, - учителя – логопеды, - муз.руководители, - инструктор по ФК Структура управления учреждением направлена на качественное выполнение муниципального задания и включает в себя: личностно ориентированный подход в управлении, принципы сотрудничества и взаимодействия всех участников образовательного процесса, формирование позитивного психологического климата в учреждении, обеспечение условий профессионального роста педагогов. В учреждении сформированы коллегиальные органы управления: Совет учреждения, Общее собрание трудового коллектива, Педагогический совет. В целях учета интересов воспитанников, мнения родителей (законных представителей) несовершеннолетних воспитанников и педагогических работников по вопросам управления Учреждением создан родительский комитет и профессиональный союз работников учреждения. Механизм управления нацелен на обеспечение единства действий, координации и согласованности всех субъектов образовательного процесса: детей, родителей и педагогов, а также на стимулировании деятельности сотрудников, экономию ресурсов и времени. Создана атмосфера, в которой приоритет отдается гуманным отношениям, доверию, возможностям личностного роста. Это позволяет успешнее прогнозировать и обеспечивать личностный рост взрослых и детей и проектировать дальнейшие перспективы развития учреждения. В ДОУ существует достаточно эффективная, профессиональная, компетентная система административного и оперативного управления коллективом. Практикуется: материальная и моральная поддержка инициативы работников, регулярное проведение консультаций, мастер-классов, детальное обсуждение порядка работы. Учреждение активно использует в работе электронную почту и материалы из сети Интернет для информационного обмена. Постоянно обновляется информация на сайте ДОУ. 38 РАЗДЕЛ VIII. ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1. Основные понятия, используемые в ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» (по системе дошкольного образования) 1) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовнонравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов; 2) воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства; 3) обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни; 4) уровень образования - завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований; 5) квалификация - уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности; 6) федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования; 7) образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов; 8) примерная основная образовательная программа - учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), 39 иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы; 9) общее образование - вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования; 10) дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования; 11) обучающийся - физическое лицо, осваивающее образовательную программу; 12) обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий; 13) образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ; 14) образовательная организация некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана; 15) педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности; 16) учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся; 17) индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося; 18) средства обучения и воспитания - приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности; 40 19) инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; 20) адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц; 21) качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы; 22) отношения в сфере образования - совокупность общественных отношений по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (образовательные отношения), и общественных отношений, которые связаны с образовательными отношениями и целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование; 23) участники образовательных отношений - обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность; 24) участники отношений в сфере образования - участники образовательных отношений и федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения; 25) присмотр и уход за детьми - комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня. 41